Монахиня Кассия (Т. А. Сенина)

Преподобный Лев Философ и Математик,
Константинопольский


Лев Математик и Философ — один из самых крупных византийских ученых. Он родился в Константинополе в конце VIII века. Хотя он приходился племянником знаменитому Иоанну Грамматику, учителю императора Феофила и последнему иконоборческому патриарху (в 837–843 гг.), однако вырос, по-видимому, в бедности и не имел возможности учиться у хороших преподавателей. В юности, получив начальное образование и окончив курс грамматики и поэтики, он отправился на остров Андрос, где учился у одного монаха риторике, философии и арифметике, попутно собирал и переписывал книги по окрестным монастырям, занимаясь самообразованием.

Вернувшись в столицу, Лев занялся частным преподаванием, продолжая жить довольно бедно. В начале 830-х гг. один из его учеников, попав в плен к арабам и поразив халифа Мамуна своим знанием математики, сообщил халифу о том, что учился у Льва. Мамун послал Льву письмо, приглашая его приехать к арабам, чтобы научить их всяческой премудрости: "Как по плоду дерево, так по ученику познаем мы учителя. Добродетелью и глубиной познаний превзойдя науку о сущих, ты остался неизвестен своим согражданам, не пожинаешь плодов мудрости и знания и не получил от них никакой чести. Так не откажись прийти к нам и обучить нас своей науке. Если так будет, склонит перед тобой выи весь сарацинский род, а даров и богатств получишь столько, сколько никто. никогда не получал". Однако Математик не захотел покидать родину и, опасаясь держать у себя письмо от врага Империи, сообщил о послании Мамуна патрикию Феоктисту, бывшему в то время хранителем императорской чернильницы. Феоктист сообщил о Льве императору Феофилу (829–842) и тот, пригласив к себе Льва и побеседовав с ним, был восхищен его глубокими познаниями и назначил его преподавателем на государственном содержании в училище для юношей при храме Сорока мучеников.

В это же время, по-видимому, Лев принял участие в благоукрашении дворца, где император хотел сделать всякие диковинки — например, трон с механическими зверями, дерево с поющими птицами. Кроме того, Льву приписывается изобретение способа передавать с восточной границы сигналы разнообразного содержания с помощью специально сделанных часов, которые были поставлены на одно и то же время и одни помещены в приграничной крепости, а другие — во дворце в Константинополе; на каждый из двенадцати часов было назначено свое сообщение (набег врагов, пожар и т.п.), так что в течение часа с помощью цепи огневых маяков сообщение могло дойти до императора.

В 840 г. Лев был назначен архиепископом в Фессалоники (Солунь); по-видимому, именно тогда он постригся в монахи; рукополагал его патриарх Иоанн Грамматик. На кафедре Лев пробыл до 843 г., когда все иконоборцы после торжества православия (11 марта) были низложены, и Философ вернулся в столицу. Хотя этот эпизод говорит о том, что Лев в какой-то момент присоединился к иконоборцам, однако очевидно, что он не был особенно привязан к их доктрине: сохранившаяся проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, произнесенная им в Фессалониках 25 марта 842 г., показывает, что Лев продолжал чтить иконы, даже присоединившись к еретикам, — добрая половина проповеди посвящена чуду исцеления девочки, в котором иконы играли значительную роль.

Лишившись сана и кафедры, Лев, вероятно, какое-то время занимался частным преподаванием; в частности, у него учился св. Константин-Кирилл, будущий просветитель славян. После 855 г., когда Варда, дядя императора Михаила III, организовал в столице, во дворце Магнавры, Университет — бесплатную высшую школу, открытую для всех желающих, — Лев стал его главой и преподавал философию и поэтику, а ученики Философа руководили другим преподавательскими кафедрами: Феодор по отделению геометрии, Феодегий по астрономии, Комита по грамматике. В эти годы Лев приобрел наибольшую известность: он не только преподавал, но и переписывал и исправлял тексты древних философов и ученых, например, Платона; по-видимому, именно он первым начал употреблять буквы для обозначения цифр. Сохранились также некоторые его астрологические изыскания.

Судя по всему, у Льва был свой кружок учеников, где изучали греческую философию и литературу, занимались стихосложением, писали эпиграммы на произведения античных авторов. Философ имел обширную библиотеку, однако о ее составе теперь трудно судить; с уверенность можно сказать, что у него были творения Платона, Порфирия, роман Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт", трактаты по механике Кирина и Маркелла, о конических сечениях Аполлония Пергского, по астрономии Феона Александрийского и по геометрии Прокла Ксанфского, а также произведения Птолемея (принадлежавшая Льву рукопись дошла до наших дней и является одной из древнейших известных минускульных рукописей), Архимеда, Евклида. По-видимому, именно благодаря Льву некоторые из этих рукописей дошли до нас: он был одним из первых, кто начал в IX в. переписывать древние научные и философские книги и тем самым посодействовал сохранению многих произведений античных авторов. За любовь к наследию античности Лев даже получил прозвище Эллин.

Кроме проповеди на Благовещение (в 2008 г. вышел ее русский перевод, ссылку см. ниже в Библиографии), до нашего времени дошли научные заметки Льва и некоторые эпиграммы, в частности, эпиграмма на роман Ахилла Татия (перевод мой):

Страсть горькую, но жизнь воздержную
Нам Клитофонта здесь показывает слово.
Левкиппы ж непорочнейшая жизнь
всех изумляет: как она избита,
острижена, унижена же зло,
А главное — и умирает трижды.
И если, друг, благоразумным хочешь быть и ты,
не внешность слова маловажную исследуй,
но выводу из повести ты научись:
она ведь браком сочетает любящих разумно.

Лев также прекрасно знал и тексты Священного Писания, и творения отцов Церкви, как например св. Григория Богослова — в своей проповеди на Благовещение он цитирует его целыми выдержками.

Современники и потомки очень высоко отзывались о Льве. Его младший современник и, возможно, ученик Лев Хиросфакт, будущий талантливый дипломат и любитель светских наук, написал на смерть Льва Математика эпиграмму (перевод мой):

Созерцания высота, знания глубина,
широта слова, ум, простота, труд
плачут, рыдают, ибо в сей жизни
Льва ныне не видят. О, какая утрата!

В Х веке Продолжатель Феофана так писал о Льве в своей хронографии (Книга IV, 26–29):

Руководил школой [в Магнаврском дворце] и наставлял в философии великий Лев, философ, который приходился племянником патриарху Иоанну, владел епископским престолом в Фессалонике, а поскольку после низложения должности не имел, был назначен в эту школу, где изгонял и рассеивал невежество.
...Лев досконально изучил науки, познал философию и ее сестер - арифметику, геометрию, астрономию, а также многославную музыку - и благодаря большому прилежанию, несуетной жизни и величию своей природы превзошел все их так, как никому другому не удалось хотя бы одну.
...Прибыв после рукоположения в Фессалонику, он заставил всех чтить и уважать себя за добродетель, но еще большее уважение вызвал,, по причине, о которой будет рассказано. В то время земля была столь бесплодна и неурожайна, что грозила смерть. Увидев это, он ощутил прилив жалости и сострадания и увещевал фессалоникийцев не падать духом и не поддаваться отчаянию, если хотят сподобиться помощи от Бога и от него. В определенное время, когда, как было известно Льву из астрологии, от восхода и появления звезд происходит истечение и они влияют на земные дела, он бросил в землю и поместил в ее лоно семена, когда же пришла весна и наступило жаркое время, из нее возросло такое изобилие и многоплодие, что запасов хватило на много лет в будущем...
Многие тогда поражались его мудрости и тому, как он превзошел все науки, и вот, как передают, он сказал одному из своих близких: "Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах - на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания, а когда насытился науками, снова вернулся в царственный Город и начал сеять семена знаний в умы жаждущих".

Лев обладал и даром предведения: так, в 869 г. он, находясь за богослужением в одном из константинопольских храмов, когда началось землетрясение, стал призывать людей укрыться в безопасное место и сам с несколькими молящимися отошел под арку, а еще несколько человек укрылось под амвоном; остальные, которые не послушались Философа, погибли под обломками рухнувшей церкви (это был храм Богоматери в Сигме).

Точная дата кончины Льва неизвестна; в 869 г. он был еще жив.

Согласно Константинопольскому Синаксарю, память Льва Философа совершается 30 октября / 12 ноября. В 2007 г. я составила в честь него службу.

Лев также является одним из героев романа "Кассия" :)


ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Е. Э. Липшиц, «Византийский ученый Лев Математик (Из истории византийской литературы в IX в.)», Византийский временник 2 (27) (1949) 106–149

Т. А. Сенина (монахиня Кассия), «Слово Льва Математика и Философа, сказанное на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 842 г. Перевод с древнегреческого и комментарий», Межвузовский периодический сборник научных трудов «История и теория культуры в вузовском образовании» (Новосибирск, 2008) 227–236

J. Irigoin, «Survie et renouveau de la littérature antique à Constantinople (IXe siècle)», Cahier de Civilisation Médievale Xe–XIIe siècles 5 (1962) 287–302

V. Laurent, «Un homélie inédite de l’arcevêque de Thessalónique Léon le Philosophe sur l’Annonciation, 25 mars 843», в: Mélanges E. Tisserant, II (Città del Vaticano, 1964) (Studi e Testi, 232) 281–302

P. Lemerle, Le Premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle (Paris, 1971) (Bibliothèque Byzantine: Études, 6) 148–176

R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch, I. Rochow (Hrsg.), Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867) (Berlin, 1998) № 4440

C. De Smedt, I. De Backer, F. Van Ortroy, I. Van den Gheym, H. Delehaye, A. Poncelet (ed.), Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae (Bruxellis, MDCCCCII; электронное изд.: Cambridge, 2002) 178.35–36

T. A. Senina (moniale Kassia), «Notices sur l'atmosphère intellectuelle à l'époque du second iconoclasme. IV. Le Philosophe et le Théologien: à propos de l'homélie de Léon le Mathematicien sur l'Annonciation», Scrinium. T. 4: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies / Ed. par B. Lourié et V. Baranov (Санкт-Петербург, 2008) 328–333


На главную

© Монахиня Кассия (Сенина): личная страничка


Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz