Список литературы,
прямо или косвенно использованной
при написании романа «Кассия»
Вполне вероятно, что какие-то работы я забыла включить
в список, и они будут добавлены впоследствии, если я о них вспомню :)
Кое-что из этого списка есть в сети; см., в частности,
в моей
библиотеке и в библиотеках сайта "Византийская
держава" (там много ссылок и на другие библиотеки).
Список
сокращений:
AB — Analecta Bollandiana
BBA — Berliner Byzantinische Arbeiten
Byz — Byzantion
BZ — Byzantinische
Zeitschrift
CFHB — Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Berolinensis
CSHB — Corpus
scriptorum historiae Byzantinae
DOP — Dumbarton
Oaks Papers
ÉO
— Échos d’Orient
Iconoclasm — A. Bryer, J. Herrin (eds.),
Iconoclasm. Papers given at the Ninth
Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975 (Birmingham, 1977)
JÖB
— Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik
PG — J. P. Migne (acc.), Patrologiae
cursus completus. Series graeca, vol. 1–161 (Parisiis, 1857–1866)
RB — Revue bénédictine 103 (1993): A. Dierkens, D. Misonne, J.-M. Sansterre (ed.), Le monachisme
à Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle.
Aspects internes et relations avec la société. Actes du colloque
international organize par la Section d’Histoire de l’Université
Libre de Bruxelles en collaboration avec l’Abbaye de Maredsous, 14–16 mai
1992
RÉB — Revue des Études Byzantines
ROC — Revue de l’Orient Chrétien
TM — Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d'Histoire
et Civilisation byzantines
ВБ — Византийская библиотека
ВВ
— Византийский Временник
ЖМНП
— Журнал Министерства Народного Просвещения
ЗИАН
— Записки императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению
ЗРВИ
— Зборник
радова Византилошког института
*************************
- N. Adontz, «L’âge et l’origine de l’empereur
Basile I», Byz 8/2 (1933) 475–500
- N. Adontz, «La partée historique de “l’Oraison
funèbre de Basile I” par son fils Léon VI le Sage», Byz
8/2 (1933) 501–513
- D. Afinogenov, «The Brid-show of Theophilos: Some
Notes on the Sourse», Eranos (Acta Philologica Suecana) 95 (1997)
10–18
- D. Afinogenov, «The Date of Georgios Monachos
reconsidered», BZ 92/2 (1999) 437–447
- H. Ahrweiler, Byzance
et la mer. La marine de guerre, la politique et les institutions maritimes
de Byzance aux VIIe–XVe siècles (Paris,
1966)
- H. Ahrweiler, «Sur la carrière de Photius avant
som patriarcat», BZ 58 (1965) 348–363
- Ἀκολουθία
τοῦ ἐν ἁγίοις
πατρὸς ἡμῶν Εὐθυμίου
ἐπισκόπου Σαρδέων
τοῦ ὁμολογήτου. Θεωρηθεῖσα
ἐπιδιορθωθεῖσά
τε καὶ ἐπιμελῶς
ἐπεξεργασθεῖσα
ὑπὸ Ἰακώβου ἱεροδιακόνου (Ἐν Ἀθήναις, 1852)
- P. J. Alexander, «Religious Persecution and Resistance
in the Byzantine Empire of the 8 and 9
centuries: methods and justification», Speculum 52 (1977) 238–264
- P. J. Alexander, «The Iconoclastic Council of St.
Sophia (815) and Its Definition (Horos)», DOP 7 (1953) 37–66
- P. J. Alexander, The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy
and Image Worship in the Byzantine Empire (Oxford, 1958)
- T. W. Allen, «Palaeographica III. A groupe of ninth-century greek manuscripts», Journal
of Philology 21 (1892) 48–55
- C. Angelidi, «Le séjour de Léon le Mathématicien
à Andros: réalité ou confusion?», в: Ευξιχία. Mélanges offerts
à Hélène Ahrweiler (Paris, 1998) (Byzantina
Sorbonensia, 16) 1–7
- M.-F. Auzépy, «Le Christ, l’empereur et l’image
(VIIe–IXe siècle)», в: Ευξιχία…, 34–45
- M.-F. Auzépy, «L’analyse littéraire et
l’historien: l’exemple des vies de saints iconoclastes», Byzantinoslavica 53 (1992) 58–62
- M.-F. Auzépy, «La sainteté, le couvent
et les femmes à Byzance: normalization ou liberté?», в: S. Lebecq, A. Dierkens, etc (eds.), Femmes et pouvoir de femmes à Byzance
et en Occident (VI–XV siècles) (Lille, 1999) 175–188
- A. Babuin, «Standards and Insignia of Byzantium», Byz
71 (2001) 5–59
- V. A. Baranov,
The Theology of Byzantine Iconoclasm (726–843): A Study in Theological
Method. Doctoral Dissertation
(Medieval Studies Department, Central-European University; Budapest, 2002)
- F. Barišić, «Génésios et du
Continuateur de Théophane», Byz 28 (1958) 119–135
- F. Barišić, «Les sources de Génésios
et du Continuateur de Théophane pour l’istoire de Michel II (820–829)»,
BZ 31/2 (1961) 257–271
- A. Basilikopoulou, «Monachism: l’égalité
totale des sexes», в: J. Y. Perreault (ed.), Les Femmes
et le Monachisme Byzantin (Women and Byzantine Monasticism). Actes du Symposium
d’Athène, 1988 (Athène, 1991) (Publication de l’Institut
Canadien d’Archéologie à Athène 1) 99–110
- J. Beaucamp, «Les femmes et l’espace public à
Byzance: le cas des tribunaux», DOP 52 (1998) 129–145
- H. G. Beck, Byzantinisches
Erotikon. Orthodoxie — Literatur — Gesellschaft (München, 1984)
(Bayerische Akademie der Wissenschaften. Philos.-Hist. Klasse Sitzungsberichte,
5)
- H. G. Beck, Kirche
und theologische Literatur im Byzantinischen Reich (München, 1959)
- H. Beckby (ed.), Anthologia
Graeca (München, 1975)
- I. Bekker (еd.), Leonis
Grammatici chronographia (Bonnae,
1842) (CSHB)
- I. Bekker (ed.), Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius
Monachus (Bonnae, 1838) (CSHB)
- A. R. Bellinger, «The Emperor Theophilus and the
Lagbe Hoard», Berytus 8.2 (1943)
102–106
- A. Berger, «Streets and Public Spaces in Constantinople», DOP
54 (2000) 162–172
- A. Berger, Untersuchungen
zu den Patria Konstantinopoleos (Bonn, 1988) (POIKILA BUZANTINA, 8)
- M. Berthelot, La Chimie au Moyen Age. T. I–III (Paris, 1893)
(Histoire des sciences)
- M. Berthelot, Introduction
à l’étude de la chimie des anciens et du Moyen Âge (Paris,
1889)
- M. Berthelot, Les
Origines de l’Alchimie (Paris, 1885)
- M. Berthelot, Ch.-E. Ruelle, Collection des anciens alchimistes grecs. T. I (Paris, 1887);
T. II–III (Paris,
1888)
- Ch. de Boor (ed.), Georgii Monachi chronicon. Vol. 1–2 (Leipzig, 1901)
- C. de Boor (ed.), Theophanis Chronographia (Lipsiae, 1883–1885)
- G. Bratianu, «Empire et démocracie à
Byzance», BZ 37 (1937)
- L. Bréhier, «Notes sur l’histoire de l’enseignement
supérieur à Constantinople», Byz 3.1 (1926) 73–94;
Byz 4.1 (1927–1928) 13–28
- L. Bréhier, «Un patriache sorcier à Constantinople»,
ROC 9 (1904) 261–268
- L. Bréhier, Vie et mort de Byzance (Paris, 1948) (L’évolution de l’humanité,
32)
- G. Brett, «The Automata in the Byzantine “Throne
of Solomon”», Speculum 29/3 (1954) 474–487
- E. W. Brooks, «The Marriage of the Emperor Theophilos», BZ
10 (1901) 540–545
- R. Browning, «Notes on the “Scriptor incertus de
Leone Armenio”», Byz 35/2 (1965) 389–411
- R. Browning, The Patriarchal School at Constantinople in the twelfth century», Byz
32/1 (1962) 167–202
- L. Brubaker, J. Haldon, Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): the Sources. An annotaded survey (Aldershot—Burlington—Singapore—Sydney, 2001) (Birmingham
Byzantine and Ottoman Monographs, 7)
- J. B. Bury, A
History of the Eastern Roman Empire (London, 1912)
- J. B. Bury, «The identity of Thomas the Slavonian»,
BZ 1.1 (1892) 55–60
- J. B. Bury, The Imperial Administrative System in
the Ninth Century (London,
1911) (The British Academy Supplemental Paper, I)
- M. Canard, Byzance et les Musulmans du Proche Orient
(London, 1973)
- M. Canard, «Les Relations Politiques et sociales entre
Byzance et les Arabes», DOP 18 (1964) 33–56
- C. Casetti Brach, «Donne copiste nella leggenda di
Bisanzio», Orientalia Christiana Periodica 41 (1975) 479–489
- E. Catafygiotu Topping,
«Kassiane the Nun and the sinful woman», Greek Orthodox Theological Review
26 (1981) 201–209
- E. Catafygiotu Topping, «The Psalmist, St Luke and
Kassia the Nun», Byzantine Studies 9/2 (1982) 199–210
- Е. Catafygiotu Topping, «Thekla the Nun: in Praise
of Woman», Greek Orthodox Theological Review 25 (1980) 353–370
- Е. Catafygiotu Topping, «Women Hymnographers in Byzantium»,
Dipthycha 3 (1983–1983) 98–111
- J.-B. Chabot (ed.), Michel le Syrien, Chronique. T. I–IV (Paris, 1899–1924)
- J.-Cl. Cheynet, «Théophile, Théophobe
et les Perses», в: S. Lampakis (ed.), Ἡ Βυζαντινή
Μικρά Ασία (6–12 αι.) (Athen, 1998) 39–50.
- W. Christ, M. Paranikas (adorn.), Anthologia Graeca Carminum Christianorum
(Lipsiae, MDCCCLXXI)
- R. Cormack, E. J. W. Hawkins, «The Mosaics of St.
Sophia at Istanbul:
the Rooms above the South-west Vestibule and Ramp», DOP 31 (1977)
175–251
- G. da Costa-Louillet, «Saints de Constantinople aux
VIIIe, IXe, et Xe siècles», Byz
24 (1954) 179–263, 453–511; Byz 25–27.2 (1955–1957) 783–852
- V. Cottas, Le
Théâtre à Byzance (Paris, 1931)
- M. B. Cunningham (Text, Transl. and Comm.), The Life of Michael the Synkellos
(Belfast, 1991) (Belfast
Byzantine Texts and Translations, 1)
- G. Dagron, Constantinople
imaginaire. Études sur la recueil des Patria (Paris, 1984)
(Bibliothèque byzantine, 8)
- G. Dagron, Empereur
et Prêtre. Étude sur le «césaropapisme» byzantin
(Paris, 1996)
- G. Dagron, «Le christianisme dans la ville Byzantine»,
DOP 31 (1977) 1–25
- G. Dagron, «L’ombre d’un doute: L’hagiographie en question,
VIe–XIe siècles», DOP 46 (1992) 59–68
- G. Dagron, «Le saint, le savant, l'astrologe. Étude
de thème hagiographiques à travers quelques recueils de "Questions
et réponses" des Ve–VIIe siècles», в: Hagiographie,
cultures et sociétés (IVe–XIIe siècles) (Paris,
1981) (Études augustiniennes) 143–156.
- G. Dagron, «L’organisation et le déroulement
des courses d’après le Livre des cérémonies», TM
13 (2000) 1–200
- G. Dagron, «Né dans le pourpre», TM 12
(1994) 137–142
- J. Darrouzès, «Le patriarche Méthode
contre les iconoclasts et les stoudites», RÉB 45 (1987) 15–57
- N. Delierneux, «L’exploitation des topoi hagiographiques:
du cluché figé à la réalité codée»,
Byz 70.1 (2000) 55sq
- K. Demoen, «Culture et rhétorique dans la controverse
iconoclaste», Byz 68/1 (1998) 311–346
- V. Déroche, «L’autorité des moines à
Byzance du VIIIe au Xe siècle», RB, 241–254
- A. Dikigoropoulos, «The Constantinopolitan solidi
of Theophilus», DOP 18 (1964) 353–361
- E. von Dobschütz, «Methodios und die Studiten.
Strömungen und Gegenströmungen in der Hagiographie des 9. Jahrhunderts», BZ 18 (1909) 41–105
- I. Doens, Ch. Hannick, «Das Periorismos-Dekret des
Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios»,
JÖB 22 (1973) 93–102
- G. Downey, «The Tombs of the Byzantine Emperors
at the Church of the Holy Apostles in Constantinople»,
Journal of Hellenic Studies 79 (1959) 27–51
- R. Dubowchik, «Singing with the Angels: Foundation
Documents as Evidence for Musical Life in Monasteries of the Byzantine Empire», DOP 56 (2002) 277–296
- I. Dujčev, «À propos de la Vie de Saint Pierre d’Atroa»,
Byzantinoslavica 27 (1966) 92–97
- I. Dujčev, «La chronique Byzantine de l’an 811»,
TM 1 (1965) 205–254
- F. Dvornik, «Études sur Photios», Byz
11 (1936) 1–19
- F. Dvornik, «Patriarch Ignatius and Caesar Bardas»,
Byzantinoslavica 27 (1966) 7–22
- F. Dvornik, «Photius et la réorganization de
l’académie partiarcale», AB 68 (1950) 108–125
- A. R. Dyck, «On Cassia Κύριε, ἡ ἐν πολλαίς...», Byz 56 (1986) 63–76.
- J. Ebersolt, Constantinople
Byzantine et les voyageurs du Levant (Paris, 1919)
- J. Ebersolt, Monuments d’architecture Byzantine (Paris, 1934) (Histoire de
l’art byzantin)
- S. Efthymiadis, «Le Panégyrique de S. Théophane
le Confesseur par S. Théodore Stoudite (BHG 1792b). Édition
critique du texte intégral», AB
111 (1993) 259–290
- M. van Esbroeck, «Un panégyrique de Théodore Studite pour
la fête liturgique des sièges de Constantinople», EYLOGHMA, Studia Anselmiana 110 (1993)
525–536
- Σ. Ευστρατιάδης,
«Κασιανὴ ἡ μελοδός»,
Ἐκκλησιαστικὸς
Φάρος 31 (1932) 92–112
- Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales, PG
111, сol. 1136–1137
- G. Fatouros (rec.), Theodori Studitae epistulae. Vol. 1–2 (Berlin—New York,
1992) (CFHB, 31)
- J.-M. Featherstone (ed.), Nicephori Patriarchae
Constantinopolitani Refutatio et Eversio Definitionis Synodalis anno 815
(Turnhout—Leuven, 1997) (Corpus Christianorum, Serie Graeca, 33)
- J.-M. Featherstone, «The Praise of Theodore Graptos
by Theophanes of Caesarea», AB 98 (1980) 93–150
- B. Flusin, «L’hagiographie monastique à Byzance
au IXe et au Xe siècle. Modèles anciens
et tendances contemporaines», RB, 31–50
- H. Follieri, Initia
hymnorum ecclesiae graecae. Vol. 1–5 (Vatican,
1960)
- M.-H. Fourmy, M. Leroy, «La vie de S. Philarète»,
Byz 9/1 (1934) 85–170
- C. Frazee, «St. Theodore of Studius and Ninth-century
Monasticism in Constantinople», Studia
monastica 23 (1981) 27–58
- C. Galatoriotou, «Byzantine Women’s Monastic Communities:
the Evidence of the Τύπικα», JÖB 38 (1988) 263–290
- L. Garland, Byzantine
empresses. Women and Power in Byzantium
A.D. 527–1204 (London—New York, 1999)
- S. Gero, Byzantine
Iconoclasm during the reign of Constantine V, with particular attention
to the oriental sources (Louvain,
1977) (CSCO, 384; Subs., 52)
- S. Gero, «John the Grammarian, the Last Iconoclastic
Patriarsh of Constantinople. The Man and
the Legend», Byzantina 3–4 (1974–1975)
25–35
- S. Gero, «The eucharistic doctrine of the Byzantine
iconoclasts and its sources», BZ 68 (1975) 4–22
- H. Glykatzi-Ahrweiler, Recherches sur l’Administration de l’Empire
Byzantine aux IXe–XIe siècles (Paris, 1960)
- D. Gonis, «Das Streitgespräch
des hl. Kyrillos mit Johannes Grammatikos und die Namensform Jannis für
Johannes», в: E. Konstantinou (Hrsg.),
Leben und Werk der byzantinischen
Slavenapostel Methodios und Kyrillos. Beiträge eines Symposions der
Griechisch-deutschen Initiative Würzburg im Wasserschloß Mitwitz
vom 25.–27. Juli 1985 zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Methodios
(Münsterschwarzach, 1991) 21–32
- J. Gouillard, «Deux figures
mal connues du seconde iconoclasme», Byz 31.2 (1961) 371–401
- J. Gouillard, «Fragments
inédits d’un antirrhétique de Jean le Grammairien», RÉB
24 (1966) 171–181
- J. Gouillard, «La femme
de qualité dans les letters de Théodore Studite», JÖB
32/2 (1982) 445–452
- J. Gouillard, La Vie d’Euthyme de Sardes († 831),
une œuvre du patriarche Méthode», TM 10 (1987) 1–101
- J. Gouillard, «Une œuvre
inédite du patriarche Méthode: la Vie d’Euthyme de Sardes», BZ
53.1 (1960) 36–46
- H. Grégoire, «Études
sur le neuvième siècle», Byz 8 (1933) 515–550
- H. Grégoire, «Manuel
et Théophobe ou la concurrence de deux monastères», Byz
9/1 (1934) 183–204
- H. Grégoire, «Un
nouveau fragment du “Scriptor incertus de Leone Armenio”», Byz 11/2
(1936) 383–390
- Ph. Grierson (with an
additional note by C. Mango and I. Ševčenko),
«The Tombs and Obits of the Byzantine Emperors (337–1042)», DOP 16 (1962) 1–63
- Ph. Grierson, A. R. Bellinger,
Catalogue of the Byzantine Coins in
the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Vol.
III: Leo III to Nicephorus III, 717–1081.
Pt. 1 (Washington,
1973)
- V. Grumel, «Jean Grammaticos
et saint Théodore Studite», ÉO 36 (1937) 181–189
- V. Grumel, La
Chronologie (Paris, 1958) (Traité d’études
byzantines, 1)
- V. Grumel, «La chronologie
des patriarches iconoclastes du IXe siècle», ÉO 34 (1935)
162–166
- V. Grumel, «La relations
politico-religieuses entre Rome et Byzance sous la règne de Léon
l’Arménien», RÉB 18 (1960) 19–44
- V. Grumel, «La Schisme de Grégoire
de Syrcuse», ÉO 39 (1940)
257–267.
- R. Guilland, Études de topographie de Constantinople
Byzantine. T.
1 et T.
2 (Berlin—Amsterdam, 1969) (BBA, 37.1–2)
- R. Guilland, «Études
sur l’Hippodrome de Byzance», Byzantinoslavica 27/2 (1966) 289–307
- R. Guilland, «Études
sur le Grand Palais de Constantinople», Byzantinoslavica 19 (1958) 26–72
- R. Guilland, «La chaine
de la Corne
d’Or», в: Idem, Études Byzantines
(Paris, 1959) 263–297
- R. Guilland, «Les empereurs
de Byzance et l’attrait du monastère», в:
Idem, Études Byzantines
(Paris, 1959) 33–52
- R. Guilland, «Les Logothètes»,
RÉB 29 (1971) 5–116
- R. Guilland, Recherches sur les institutions byzantines.
T. I et T. II (Berlin—Amsterdam, 1967) (BBA, 35)
- R. Guilland, Titres et fonctions de l’Empire byzantin
(London, 1976) (Variorum reprint)
- T. Hägg, «Photius
as a Reader of Hagiography: Selection and Criticism», DOP 53 (1999) 43–58
- F. Halkin, Bibliotheca hagiographica graeca (Bruxelles,
1957) T. I–III (Subsidia hagiographica, 8a, b, c); T. 1: N 1–867m; 284 p.
T. 2: N 868–1890d; 322 p. T. 3: Supplément, Appendices et Tables.
351 p. N 2001–2480. Appendices N 396...2000. F. Halkin, Novum Auctarium
Bibliothecae hagiographicae graecae. Bruxelles, 1984 (Subsidia
hagiographica, 65)
- F. Halkin, «Une victime
inconnue de Léon l’Arménien?», Byz 23 (1953) 11–30
- R. Halleux, Les alchimistes grecs. T. I: Papyrus de Leyde, papyrus de Stockholm, fragments
de recettes (Paris, 1981)
- L. M. Hans, «Der Kaiser
als Märchenprinz», JÖB 38 (1988) 33–52
- P. Hatlie, «Women of
Discipline during the second Iconoclast Age», BZ 89.1 (1996) 37–44
- B. Hemmerdinger, «La culture
grecque classique du VIIe au IXe siècle», Byz 34 (1964) 125–133
- B. Hemmerdinger, «Une mission
scientifique arabe à l’origine de la renaissance iconoclaste», BZ 55/1 (1962) 66–67
- P. Henry, «The Moechian
controvercy and the Constantinopolitan Synod of January A.D. 809», Journal of Theological Studies, N.S. 20.2
(1969) 495–522
- R. Henry (éd.), Photius,
Bibliothèque. 8 vol. (Paris, 1:1959; 2:1960; 3:1962; 4:1965; 5:1967; 6:1971; 7:1974; 8:1977)
- J. Herrin, Women in Purple. Rulers of Medieval Byzantium (London,
2001)
- Ch. Høgel, «Literary
Aspects of Greek Byzantine Hagiography. A Bibliographical Survey», Symbolae Osloenses. Norwegian Journal of Greek
and Latin Studies 72 (1997) 164–171
- H. Hunger, «Antiker und
byzantinischer Roman», Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der
Wissenschaften. Philosophisch-historische
Klasse. Abh. 3. (1980)
- H. Hunger, Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner.
Bd. I.–II. (München, 1978)
- H. Hunger, «State and
Society in Byzantium», Proceeding of the
Royal Irich
Academy. Section C. 82.8
(1982) 197–209
- H. Hunger et als. (Hrsg.),
Geschichte der textüberlieferung
der antiken und mittelalterlichen Literatur. Bd. I (Zürich, 1961)
- G. L. Huxley, «Women in
Byzantine Iconoclasm», в: J. Y. Perreault (ed.), Les Femmes
et le Monachisme Byzantin (Women and Byzantine Monasticism). Actes du Symposium d’Athène,
1988 (Athène, 1991) (Publication
de l’Institut Canadien d’Archéologie à Athène, 1) 11–24
- N. Iorga, «Médaillons
d’histoire littéraire Byzantine. Photious», Byz 3.1 (1926)
19–27
- J. Irigoin, «Centres de
copie et bibliothèques», Byzantine
Books and Bookmen (Washington, 1975) (Dumbarton Oaks Colloquium, 1971)
17–27
- J. Irigoin, «Les débuts
de l'emploi du papier à Byzance», BZ
46 (1953) 314–319.
- J. Irigoin, «Pour une étude
des centres de copie byzantins», Scriptorium 12 (1958) 216–218; 13
(1959) 329–360
- J. Irigoin, «Survie et renouveau
de la littérature antique à Constantinople (IXe
siècle)», Cahier de Civilisation Médievale Xe–XIIe
siècles 5 (1962) 287–302
- D. Jacoby, «La
population de Constantinople à l’époque byzantine: une problème
de démographie urbaine», Byz 31/1 (1961) 81–110
- R. Janin, Constantinople byzantine. Développement
urbain et répertoire topographique (Paris, 1964) (Archives de
l’Orient Chrétien, 4A)
- R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat
Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris,
1969) (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin)
- R. Janin, «Les églises
byzantines des saints militaries. IV. Les églises Saint-Théodore.
V. Les églises des Quarante-Martyres de Sébaste», ÉO
38 (1935) 56–70
- R. Janin, Les églises et les monastères
des grands centres vyzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios,
Trébizonde, Athènes, Thessalonique) (Paris, 1975) (Géographie
ecclésiastique de l’Empire Byzantin)
- R. Janin, «Les processions
religieuses à Byzance», RÉB
24 (1966) (Mélanges Venance Grumel, I) 69–88
- R. Jenkins, Byzantium. The Imperial Centuries A. D. 610–1071
(New York, 1969)
- R. J. H. Jenkins, «The
Chronological accuracy of the “Logothete” for the Years A. D. 867–913»,
DOP 19 (1965) 91–112
- R. J. H. Jenkins, «The
Hellenistic Origins of Byzantine Litterature», DOP 17 (1963) 37–52
- P. Karlin-Hayter, «Études
sur les deux histories du règne de Michel III», Byz 41 (1971)
452–496
- P. Karlin-Hayter, «Gregory
of Syracuse, Ignatios and Photios», в:
Iconoclasm, 141–145
- P. Karlin-Hayter, «La mort
de Théodora», JÖB 40 (1990) 205–208
- P. Karlin-Hayter, «Où
l’abeille butine. La culture littéraire monastique à Byzance
aux VIIIe et IXe siècles», RB, 90–116
- A. P. Kazhdan (ed.),
The Oxford Dictionary
of Byzantium
(New-York—Oxford, 1991)
- A. Kazhdan, «Women at
home», DOP 52 (1998) 1–17
- A. P. Kazhdan, A.-M.
Talbot, «Women and Iconoclasm», BZ
84–85/2 (1991–1992) 391–408
- H. Köpstein, «Zur Erhebung
des Thomas», H. Köpstein, F. Winkelmann (Hrsg.), Studien zum 8. und 9. Jahrhundert in Byzanz
(Berlin, 1983) (BBA, 51) 61–87
- К. Krumbacher, Geschichte der Byzantinischen
Litteratur von Justinian biszum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453)
(München, 1897)
- К. Krumbacher, «Kasia», Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und der
historischen Classe der k.b. Academie der Wissenschaften (1887) Heft.
1., 305–370
- J. Lafontaine-Dosgne, «Aspects
de l’architecture monastique à Byzance du VIIIe au Xe
siècle. Topographie et disposition liturgique», RB, 186f
- G. W. H. Lampe, A Patristic Greek Lexicon (Oxford, 1961)
- V. Laurent, La vie merveilleuse de St. Pierre d’Atroa
(Bruxelles, 1956) (Subsidia Hagiographica, 29)
- V. Laurent, «Un homélie
inédite de l’arcevêque de Thessalónique Léon
le Philosophe sur l’Annonciation, 25 mars 843», в:
Mélanges E. Tisserant,
II (Città del Vaticano, 1964) (Studi e Testi, 232) 281–302
- M. Lauxtermann, «Three
biographical Notes», BZ 91/2 (1998) 391–405
- M. D. Lauxtermann, The byzantine Epigram in the ninth and tenth
centuries. A generic Study of Epigrams and some other forms of Poetry (Amsterdam, 1994)
- P. Lemerle, Le Premier humanisme byzantin. Notes et remarques
sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe
siècle (Paris, 1971) (Bibliothèque Byzantine: Études,
6)
- P. Lemerle, «L’histoire
des Paulicens d’Asie Mineure d’après les sources grecques», в:
idem, Essais sur le monde byzantin
(London, 1980) (Variorum repr. Collected studies series, 115) IV
- P. Lemerle, Philippes et la Macédoine Orientale
à l’époque chrétienne et byzantine. Recherches d’histoire
et d’archéologie (Paris, 1945)
- P. Lemerle, «Thomas le Slave»,
TM 1 (1965) 255–297
- A. Lesmüller-Werner,
I. Thurn (ed.), Genesii Josephi, Regum
Libri Quattuor (Berlin, 1978) (CFHB, 14)
- H. G. Liddell, R. Scott,
A Greek-English Lexicon. Rev. ed. (Oxford, 1996)
- R.-J. Lilie (Hrsg.), Die
Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. Germanos I. — Methodios I. (715–847)
(Frankfurt am Main—Berlin—Bern—New York—Paris—Wien, 1999) (Berliner byzantinistische
Studien, 5)
- R.-J. Lilie, C. Ludwig,
Th. Pratsch, I. Rochow (Hrsg.), Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867) (Berlin,
1998)
- C. S. Lightfoot, «The
Survival of cities in byzantine Anatolia:
the case of Amorium», Byz 68/1 (1998) 56–71
- A. R. Littlewood, «Gardens
of the Palaces», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court
culture from 829 to 1204 (Washington,
1997) 13–38
- A. Littlewood, «The Symbolism
of the Apple in Byzantine Literature», JÖB 23 (1974) 33–59
- J. N. Ljubarskij, «Man
in Byzantine Historiography from John Malalas to Michael Psellos», DOP
46 (1992) 177–186
- R. Lœnertz, O.P., «Le
panégyrique de S. Denys l’Aréopagite par S. Michel le syncelle»,
AB 68 (1950) 94–107
- B. Lourié, «Le second
iconoclasme en recherché de la vraie doctrine», Studia Patristica
34 (2001) 145–169
- P. Magdalino, «The Maritime
Neighborhoods of Constantinople: Commercial
and Residential Functions, Sixth to Twelfth Centuries», DOP 54 (2000)
209–226
- H. Maguire, Art and eloquance in Byzantium
(Princeton, 1981)
- G. P. Majeska, «The Emperor
in His Church: Imperial Ritual in the Church
of St. Sophia», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court
culture from 829 to 1204 (Washington,
1997) 1–11
- K. Maksimovič, «Patriarch
Methodios I. (843–847) und das Studitisch schisma. Quellenkritische Bemerkungen»,
Byz 70 (2000) 422–446
- E. Malamut, Les Îles de l’Empire Byzantin VIIIe–XIIe
siècles. Vol. I–II (Paris, 1988) (Byzantina Sorbonensia, 8)
- E. V. Maltese, «Donna e
letteratura a Bisanzio», в: F. De Martino (a cura di), Rose di
Pieria (Bari, 1991) 339–361
- E. V. Maltese, «Una contemporanea
di Fozio, Cassia. Osservazione sui versi profani», в: M. Salvadore (a cura di), La poesia
tardoantica e medievale. Atti del I Convegno Internazionale di Studi. Macerata, 4–5 maggio 1998 (Alessandria, 2001) 71–83
- E. Mamboury, «Les fouilles
Byzantines à Istanbul et ses environs et les trouvailles archéologiques
faites ou cours de constructions ou de travaux officiales et privés
depuis 1936», Byz 21 (1951) 425–459
- C. Mango, «Antique statuary
and the Byzantine Beholder», DOP 17 (1963) 53–75
- C. Mango, Byzantine Architecture (New York, 1976)
- C. Mango, «Documentary
Evidence on the Apse Mosaics of St. Sophia», BZ 47.2 (1954) 395–402
- C. Mango, «Eudocia Ingerina,
the Normans,
and the Macedonian Dynasty», ЗРВИ
14–15 (1973) 15–27
- C. Mango, «Historical
Introduction», в: Iconoclasm,
1–6
- C. Mango, The Art of the Byzantine
Empire, 312–1453. Sources and Documents (Englewood Cliffs,
NJ, 1972)
- C. Mango, «The Availability
of Books in the Byzantine Empire», в:
Byzantine Books and Bookmen (Washington, 1975) (Dumbarton
Oaks Colloquium, 1971) 29–45
- С. Mango, «The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios», в: Iconoclasm,
133–140
- C. Mango, The Oxford History
of Byzantium (Oxford, 2002)
- C. Mango, «The Tradition
of Byzantine Chronography», Harvard
Ukrainian Studies 12–13 (1988–1989) 360–372
- C. Mango, «The Two Lives
of St. Ioannikios and the Bulgarians»,
Harvard Ukrainian Studies VII: C. Mango, O. Pritsak (eds). Okeanos. Essays presented to Ihor Ševčenko on his Sixtieth Birthday
(1983) 393–404
- C. Mango, «When was Michael
III born?», DOP 21 (1967) 253–258
- C. Mango, S. Efthymiadis,
The Correspondence of Ignatios the
Deacon (Washington,
1997) (Dumbarton Oaks Research Library and Collection)
- C. Mango, E. J. W. Halkins,
«The Mosaics of St. Sophia at Istanbul.
The Church Fathers in the North Tympanum», DOP 26 (1972) 1–41
- C. Mango, J. Parker,
«A Twelfth-century Description of St. Sophia», DOP 14 (1960) 233–245
- C. Mango, I. Ševčenko,
«Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea
of Marmara», DOP 27 (1973) 235–277
- A. Markopoulos, «Quelques
remarques sur la famille des Genesioi aux IXe–Xe siècles»,
ЗРВИ XXIV–XXV (1986) 103–108
- A. Markopoulos, «The
rehabilitation of the Emperor Theophilos», в: L. Brubaker
(ed.), Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive? (Aldershot—Hampshire,
1998) 37–49
- J. R. Martindale (ed.),
Prosopography of the Byzantine
Empire, I (641–867) (London, 1993; CD-ed.)
- R. C. Mc Cail, «Did Constantine
of Sicily read Daphnis and Chloe?», Byz 58.1 (1988) 112–122.
- M. McCormik, Eternal victory. Triumphal rulerschip in late
antiquity, Byzantium,
and the early medieval West (Cambridge—London—New York—New Rochelle—Melbourne—Sydney,
1986)
- K. Mitsakis, [рец. на:] I. Rochow, Studien zu der Person, den Werken und dem
Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967), BZ 62/2 (1969) 345–348
- Μηναῖα
τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ. Τ. Α’–Ε’ (Ἐν Ρώμῃ, Α’, περιέχοντὴν ἀκολουθίαν
τῶν Σεπτεμβρίου
καὶ Ὀκτωβρίου
μηνῶν, 1888; Β’, Νοεβρίου
καὶ Δεκεμβρίου, 1889; Γ’, Ἰαννουαρίου
καὶ Φεβρουαρίου, 1896; Δ’, Μαρτίου
καὶ Ἀπριλίου, 1898; Ϛ’, Ἰουλίου
καὶ Αὐγούστου, 1901)
- A. Moffatt, «Schooling in the iconoclast centuries»,
в: Iconoclasm,
85–92
- N. Moran, «The Choir of the Hagia Sophia», Oriens Christianus 89 (2005) 1–7
- J. A. Munitiz, J. Chrisostomides,
E. Harvalia-Crook, Ch. Dendrinos (eds.), The Letter of the three patriarchs to emperor Theophilos and related texts
(Camberly, Surrey, 1997)
- Β. Α. Μυστακίδης,
«Κασία — Κασσιανή.
Ὅνομα αὐτὴς καὶ
γνῶμαι. Νέοι κώδικες»,
Ὀρθοδοξία
1 (1926) 315ff
- S. der Nersession, «Le décor
des églises du IX s.», Actes
du VI congres international d’études byzantines, II (Paris 1951).
- G. Ostrogorsky, Geschichte des byzantinischen Staates (München,
1963)
- Γ. Ι. Παπαδοπουλος, Σύμβολαι
εἰς τὴν
ἱστόριαν τῆς παρ᾿
ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς
μουσικῆς (Ἐν Ἀθήναις, 1890)
- Γ. Ι. Παπαδοπουλος-Κεραμευσ (ἐκδ.), Ἀνάλεκτα
Ἱεροσολυμιτικῆς
σταχυολογίας
ἢ Συλλογὴ ἀνεκδότων
καὶ σπανίων ἑλληνικῶν
συγγραφῶν περὶ
τῶν κατὰ τὴν Ἑῴαν
ὀρθοδόξων ἐκκλησιῶν
καὶ μάλιστα τῆς
τῶν Παλαιστινῶν (Πετρούπολις, I : 1892 ; II : 1894 ; III–IV : 1897 ; V :
1898)
- J. Pargoire, «Les monastères
doubles chez les byzantins», ÉO 9 (1906) 21–25
- J. Pargoire, «Saint Euthyme
et Jean de Sardes», ÉO 5 (1901–1902) 157–161
- J. Pargoire, «Saint Joseph
de Thessalonique», ÉO 9 (1906) 278–282, 351–356
- J. Pargoire, «Saint Méthode
de Constantinople avant 821», ÉO 6 (1903) 126–131
- J. Pargoire, «Saint Méthode
et la persécution», ÉO 6 (1903) 183–191
- J. Pargoire, «Saint Thaddeé
l’Homologète», ÉO 9 (1906) 37–41
- J. Pargoire, «St. Théophane
le Chronographe et ses rapports avec St. Théodore Studite», ВВ 9 (1902) 31–102
- L. Petit, Bibliographie des acoluthies grecques (Bruxelles,
1926) (Subsidia Hagiographica, 16)
- L. Petit, «Notes d’histoire
littéraire», BZ 7 (1898) 594–598
- S. Pétridès,
«Cassia», ROC 7 (1902) 218–244
- A. Piganiol, «La loge impériale
de l’hippodrome de Byzance et le problème de l’hippodrome couvert»,
Byz 11/2 (1936) 383–390
- E. Piltz, «Middle Byzantine
Court Costume», в: H. Maguire (ed.), Byzantine court culture from 829 to 1204
(Washington,
1997) 39–51
- J. B. Pitra, Hymnographie de l’église grecque. Dissertation
accompagnée des offices du XVI janvier, des XXIX et XXX juin en l’honneur
de S. Pierre et des Apôtres (Rome, 1867)
- P. Popović, «La biographie
de Kasia dans la littérature serbe», BZ 16 (1907) 155
- Th. Pratsch, Theodoros Studites (759–826) — zwischen Dogma
und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld
von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch (Frankfurt am Main—Berlin—Bern—New
York—Paris—Wien, 1998) (Berliner byzantinistische Studien, 4)
- Th. Preger (rec.), Πάτρια
Κωνσταντινουπόλεως, в: idem, Scriptores Originum constantinopolitanorum
(Lipsiea, MCMVII)
- J. Psichari, «Cassia», в:
Idem, Quelques travaux de linguistique
de philology et de literature helliniques 1884–1928. T. 1 (Paris, 1930)
445–447
- J. Psichari, «Cassia et
la pomme d’or», в: Idem, Quelques travaux de linguistique
de philology et de literature helliniques 1884–1928. T. 1 (Paris, 1930)
951–992
- M. Recaya, «Mise au point
sur Théophobe et l’alliance de Bâbek avec Théophile
(833/34–839/40)», Byz 44.1 (1974) 43–67
- W. Regel (ed.), Analecta Byzantino-Russica (Petropoli—Lipsiae,
1891)
- M. Reinhold, [рец. на:] Antonia Tripolitis, Kassia: the Legend, the Women, and her Work (New-York—London,
1992) (Garland Library of Medieval Literature 84, series A), Classical
World 87/4 (1994) 337
- J. J. Reiske (rec.), Constantini
Porphyrogeniti imperatoris, De ceremoniis aulae byzantitae libri
duo. T. I–II (Bonnae, 1829, 1830)
- K. M. Ringrose, The Perfect Servant. Eunuchs and the Social
construction of Gender in Byzantium (Chicago—London,
2003)
- I. Rochow, Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben
der Dichterin Kassia (Berlin, 1967) (BBA, 38)
- L. Roß, Reisen auf den griechischen Inseln des ägäischen
Meeres. Bd. 3 (Stuttgart, 1845)
- J. Rosser, «Theophilus
(829–842): Popular Sovereign, Hated Persecutor», Βυζαντιακά 3 (1983) 37–56
- L. Rudén, «The
Bride-shows at the Byzantine
Court — History or Fiction?», Eranos 83
(1985) 175–191
- I. Šhevčenko,
«Hagiography of the Iconoclast Period», в: Iconoclasm, 113–131
- I. Šhevčenko,
«The Antiiconoclastic Poem in the Pantocrator
Psalter», в: idem, Ideology, Letters and Culture
in the Byzantine World (London,
1982) (Variorum Reprints)
- I. Ševčenko,
«The Search for the Past in Byzantium
around the Year 800», DOP 46 (1992) 279–293
- A. M. Silvas, «Kassia
the Nun c. 810 – c. 865: an appreciation», в: L. Garland (ed.),
Byzantin
Women: Varieties of Experience 800–1200 (Aldershot,
2006) 17–40
- C. De Smedt, I. De Backer, F. Van Ortroy, I. Van den Gheym, H. Delehaye,
A. Poncelet (ed.), Propylaeum ad Acta
Sanctorum Novembris. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae (Bruxellis,
MDCCCCII; электронное изд.: Cambridge,
2002)
- E. A. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods
(From B.C. 146 to A.D. 1100) (Cambridge—Leipzig, 1914)
- I. Sorlin, «La plus belle
ou la meilleure? Note sur les concours de beauté à Byzance
et dans la Russie
Moscovite des XVIe–XVIIe siècles»,
в: Εὐψυχία. Mélanges offerts
à Hélène Ahrweiler
(Paris, 1998) (Byzantina sorbonensia, 16) T. II. 635–650
- P.
Speck (ed.), Theodorus Studites, Iambi de variis argumentis (Berlin,
1968) (Supplementa Byzantina, 1)
- J. Szoverffy, A Guide to Byzantine Hymnography (Brooklin—Leiden,
1978) (A Classified Bibliography of Texts and Studies, I)
- T. L. F. Tafel (ed.),
Theodosii Melitene qui fertur Chronographia,
в: Monumenta saecularia, III
(München, 1859)
- R. E. Taft, «Women at
Church in Byzantium:
Where, When — and Why?», DOP 52 (1998) 27–87
- A.-M. M. Talbot, «Bluestocking
Nuns: Intellectual Life in the Convents of Late Byzantium», Harvard Ukrainian Studies
VII (1983) 604–618
- A. M. Talbot, «Women’s
space in Byzantine monasteries», DOP 52 (1998) 113–127
- J. Théodoridès,
«Les animaux des jeux de l’Hippodrome et des menageries impériales
à Constantinople», Byzantinoslavica
19 (1958) 73–84
- N. Thierry, «Le costume
épiscopal byzantin du IXe au XIIIe siècle
d’après les paintures dates (miniatures, fresques)», RÉB
24 (1966) (Mélanges V. Grumel, I) 308–315
- H. J. W. Tillard, «A
Musical Study of the Hymns of Cassia», BZ 20 (1911) 420ff
- S. Tomekovič, «Formation
de l’iconographie monastique Orientale (VIIIe–Xe siècles)»,
RB, 131–152
- W. Treadgold, A History of the Byzantine State
and Society (Stanford, 1997)
- W. Treadgold, «Photios
and the Reading Public for classical Philology in Byzantium»,
в: M. Mullett, R. Scott (eds.), Byzantium and the
classical tradition (Birmingham,
1981) 123–126
- W. T. Treadgold, «The Bride-Shows of the Byzantine Emperors», Byz 49 (1979) 395–413
- W. T. Treadgold, «The Chronological accuracy of the Chronicle of
Symeon the Logothet for the years 813–845», DOP 33 (1759) 157–197
- W. T. Treadgold, «The Historicity of Imperial Bride-Shows», JÖB 54 (2004) 39–52
- W. T. Treadgold, «The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilus»,
Greek, Roman and Byzantine Studies 16 (1975) 325–341
- A. Tripolitis, Kassia: the Legend, the Woman, and her Work
(New York—London, 1992)
- Τριώδιον κατανύκτικον (Ἐν
Ρώμῃ, 1879)
- D. Turner, «The Origins
and Accession of Leo V (813–820)», JÖB 40 (1990) 171–204
- S. Vailhé, «Saint
Michel le Syncelle et les deux frères Grapti», ROC 6 (1901)
313–332, 610–642
- Ch. Van de Vorst, « La
translation de S. Théodore Studite et de S. Joseph de Thessalonique »,
AB 32 (1913) 27–62
- Ch. Van de Vorst, « La Vie de S. Évarist higoumène
à Constantinople », AB 41 (1923) 288–325
- A. A. Vasiliev, Byzance et les Arabes. T. I: La dynastie d’Amorium (820–867). Ed. fr. prep. H. Grégoire et M. Canard (Bruxelles,
1935) (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, 1)
- M. Vinson, «Romance and
reality in Byzantine bride shows», в: L. Brubaker,
J. M. H. Smith (eds.), Gender in the
Early Medieval World: East and West, 300–900 (Cambridge, 2004) 102–120
- M. P. Vinson, «Gender
and politiques in the past-iconoclastic period: the Lives of Antony the Younger, the
Empress Theodora, and the Patrianch Ignatios», Byz 68/1 (1998) 311–346
- M. P. Vinson, «The Life
of Theodora and the rhetoric of the Byzantine bride show», JÖB
49 (1999) 31–60
- V. N. Vlyssidou, «L’empereur
Théophile “cherissant les nations” et ses relations avec la classe
supérieure de la société byzantine», в:
Ὁι σκοτεινοί
αιώνες του Βυζαντίου (Athen, 2001) 443–453
- A. Vogt, Basile Ier, empereur de Byzance
(867–886) et la civilization byzantine à la fin de IXe
siècle (Paris, 1908)
- A. Vogt (éd.), Constantin
VII Porphyrogénète, Le livre des ceremonies. T. I–II (Paris,
1935, 1940) (Collection Byzantine)
- Sp. Vryonis, «St. Ioannicius
the Great (759–846) and the “Slaves” of Bethynia», Byz 31/1 (1961)
245–248
- S. Wahlgren, «Symeon
the Logothet: Some Philological Remarks», Byz 71 (2001) 251–262
- G. Weiss, «Publizistik in
Byzanz. Ein Beitrag zur Kommunikationsforschung in Byzanz», BZ 89.1
(1996) 79–93
- E. Wellesz, A History of Byzantine Muzic and Hymnography
(Oxford,
1961)
- Ph. Whitting, Byzantium. An Introduction (Oxford, 1971)
- N. G. Wilson, «Books
and Readers in Byzantium», Byzantine Books and Bookmen (Washington,
1975) (Dumbarton Oaks Colloquium, 1971) 1–15
- W. Wolska-Conus, «De quibusdam
Ignatius», TM 4 (1970) 329–360
- W. Wroth, Catalogue of the Imperial Byzantine Coins of
the Brithich
Museum. I–II (1908) 432
- С. С. Аверинцев, [рец. на:] I. Rochow, Studien zu der Person,
den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967), ВВ 32 (1971) 249–251
- Е.
Ананьева, А. Журавлёв (ред.), Золото
мира (Москва, 2003) (Самые красивые и знаменитые)
- И.
Андреев, Константинопольские патриархи
от времени Халкидонского Собора до Фотия. Вып. 1 (Сергиев Посад, 1895)
- И. Андреев, «Св. Тарасий, патриарх Константинопольский», Богословский вестник
(1899) Июль, 302–346; Август, 459–504
- Анна Комнина, Алексиада. Пер. и комм.:
Я. Н. Любарский (Санкт-Петербург, 1996) (ВБ)
- Античная лирика. Греческие
поэты (Москва, 2001) (Бессмертная библиотека)
- Аристотель, Сочинения: Афинская полития;
О душе; Метафизика (Калининград, 2002)
- Аристотель, Этика. Пер.: Н. В. Брагинская,
Т. А. Миллер (Москва, 2002) (Philosophy)
- В. Асмус, прот. [рец. на:] Д. Е. Афиногенов, Константинопольский патриархат
и иконоборческий кризис в Византии (784–847) (Москва, 1997), Богословский
вестник 4 (2004) 497–511
- Д. Е. Афиногенов, «Композиция хроники Георгия Амартола», ВВ 52 (1991)
102–112
- Д. Е. Афиногенов, Константинопольский
Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847) (Москва, 1997)
- Д. Е. Афиногенов, «Об идейно-политической ориентации “Хроники” Георгия Амартола»,
в: Византийские очерки. Труды российских
ученых к XIX международному конгрессу византинистов (Москва, 1996) 88–96.
- Д. Е. Афиногенов, «“Обличение и опровержение” патриарха Никифора как источник
хроники Георгия Амартола», Христианский Восток I (VII) (1999) 15–25.
- Д. Е. Афиногенов, «Повесть
о прощении императора Феофила» и Торжество Православия (Москва, 2004)
(Scrinium Philocalicum IV).
- Д.
Е. Афиногенов, «Представление Георгия Амартола об идеальном императоре»,
Византийские очерки (Москва, 1991) 163–183
- Д. Афиногенов, Ю. Казачков, «Легенда о Феофиле: новые разоблачения»,
Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова
5 (2000) 5–13
- Ахилл Татий, Левкиппа
и Клитофонт. Лонг, Дафнис и Хлоя.
Петроний, Сатирикон. Апулей, Метаморфозы, или Золотой осел (Москва,
1969)
- Ахилл Татий Александрийский, Левкиппа и Клитофонт. Пер. А.Б.Д.Е.М., под ред. Б. Л. Богаевского;
вступ. ст. А. В. Болдырева (Москва, 1925) (Библиотека мировой литературы)
- А.
В. Банк, Прикладное искусство Византии (Москва, 1978)
- В.
А. Баранов, «Аристотель в иконоборческом споре: на чьей стороне?», в: С.
Н. Малахов (ред.), Византия: общество
и Церковь (Армавир, 2005) 134–146
- В.
А. Баранов, «Богословская интерпретация иконоборческой надписи в Халки»,
в: История и теория культуры в высоком образовании.
Т. 2 (Новосибирск, 2004) 181–186.
- В.
А. Баранов, «Иконоборческие споры и богословское значение Нерукотворного
образа», в: М. Н. Буcик-Трофимук (ред.), Византия
и современный мир. Материалы второй научно-практической конференции памяти
византийской империи. Пятый международный фестиваль «Эхо Эллады», Новосибирск,
март 2003 г.
(Новосибирск, 2006)
- В.
А. Баранов, «Искусство после бури. Богословская интерпретация некоторых
изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения», в: И. Припачкин
(ред.), Золотой, серебряный, железный:
мифологическая модель времени и художественная культура (Курск, 2002)
34–49
- В.
А. Баранов, «О некоторых идеологических аспектах византийского иконоборчества»,
в: Τέχνη
γραμματική (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск,
2006) 86–102
- В.
А. Баранов, «Образ в контексте эпистемологических подходов иконоборцев и
иконопочитателей», AKADEMEIA: материалы и исследования
по истории платонизма 5 (2003) 390–407
- П.
В. Безобразов, Я. Н. Любарский, Две
книги о Михаиле Пселле (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)
- Д.
Ф. Беляев, Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским
древностям.
Кн. I–III (Санкт-Петербург, 1891,
1893, 1906)
- Д.
Ф. Беляев, Внешний и внутренний вид храма Св. Ирины в Константинополе
(Санкт-Петербург, 1895)
- Д.
Ф. Беляев, Евктирий Св. Константина при порфировой колонне на форе Константина
и совершавшиеся там обряды (Одесса, 1893)
- Д.
Беляев, [рец. на:] Иеромонах Иоанн, Обрядник Византийского двора (de
ceremoniis aulae byzantinae)
как церковно-археологический источник. Москва, 1895, ВВ III
(1896) 362–376
- Д.
Беляев, «Новый список древнего устава Константинопольских церквей», ВВ
III
(1896) 427–460
- Д. Ф. Беляев, Придворный и церковный
уставы о положении Евдома (Одесса, 1896)
- Д. Ф. Беляев, Храм Богородицы Халкопратийской
в Константинополе (Одесса, 1892)
- В.
Н. Бенешевич (ред. и предисл.), Очерки
по истории Византии. Вып. I–III
(Санкт-Петербург, 1912); доп. вып. (Санкт-Петербург, 1914)
- В.
Брандес, «Византийская апокалиптическая литература как источник изучения
некоторых аспектов социальной истории», ВВ 50 (1989) 116–122
- В.
В. Василик, «Новые материалы по истории канона и палестинской гимнографии»,
в: Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной
конференции (Москва, 1996) 180ff
- А.
А. Васильев, Византия и арабы. Политические
отношения Византии и арабов за время Аморийской династии (Санкт-Петербург,
1900)
- А.
А. Васильев, История Византийской
империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.) (Санкт-Петербург, 2000) (ВБ)
- Т.
М. Васильева (пер., пред. и комм.), «Сказание о чудотворных иконах в “Послании
восточных патриархов императору Феофилу”», в: Чудотворная икона в Византии и Древней Руси (Москва, 1996) 421–435
- В.
Васильевский, «Законодательство иконоборцев», ЖМНП. Ч. 199 (Сентябрь
1878) 258–309; Ч. 200 (Ноябрь 1878) 95–129.
- В.
Васильевский, Русско-византийские
исследования. Вып. 2 (Жития свв. Григория Амастридского и Стефана Сурожского)
(Санкт-Петербург, 1893)
- В. Васильевский, «О Гилло (Заметка по поводу статьи М. И. Соколова)», ЖМНП
263 (июнь 1889) 369–371.
- В.
Васильевский, «Хроника Логофета на славянском и греческом», ВВ 2
(1895) 78–151
- В.
Васильевский, П. Никитин, «Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная
служба им», ЗИАНVII (1905) № 2.
- Г.
Вейс, Внешний быт народов с древнейших
до наших времен. Т. ΙΙ: История одежды и утвари
в средние века (от IV-го до XIV-го
столетия). Ч. 1: Византия и Восток (Москва, 1875)
- Великий патерик, или
Великое собрание изречений старцев. Систематическая коллекция. Т. I.
Пер. с древнегреч.: А. В. Марков,
Д. А. Поспелов (Москва, 2005) (Bibliotheca hesychastica,
1)
- Византийская книга Эпарха.
Вступ. ст., пер., комм.: М. Я. Сюзюмов (Москва, 1962)
- Византийские историки
Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос
и Феофан Византиец.
Пер. с греч.: С. Дестунис; прим.: Г. Дестунис (Санкт-Петербург, 1861)
- Византийские
легенды.
Изд. подг. С. В. Полякова (Санкт-Петербург, 2004) (Литературные памятники)
- Византийский
медицинский трактат XI–XIV вв. Пер., вст. ст., комм.: Г. Г. Литаврин
(Санкт-Петербург, 1997) (ВБ)
- Византийский
сатирический диалог (Ленинград, 1986)
- Византия
и византийские традиции. Памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея
(Ленинград, 1991)
- Витрувий,
Десять книг об архитектуре. Пер.
с лат. Ф. А. Петровского (Москва, 32005) (Из истории архитектурной
мысли)
- В.
Володин, Е. Ананьева (ред.), Камни
мира (Москва, 2003) (Самые красивые и знаменитые)
- Вопросы и решения вардапета
Анании Ширакца. Изд. и пр. И. А. Орбели (Петроград, 1918)
- Гелиодор,
Эфиопика. Пер. с древнегреч. Ред. перевода, вступ. статья и комм.:
А. Егунов (Москва, 1965)
- Геопоники.
Византийская сельскохозяйственная энциклопедия Х века.
Введ., пер. с греч. и комм. Е. Э. Липшиц (М.—Ленинград, 1960)
- Геродот, История (Москва, 2006) (Историческая
библиотека)
- А. Гийу, Византийская цивилизация.
Пер. с фр.: Д. Лоевский (Екатеринбург, 2005) (Великие цивилизации)
- Гиппократ, Избранные книги. Пер.:
В. И. Руднев (Москва, 1994)
- Е. Е. Голубинский, История Русской Церкви.
Т. Ι,
вторая половина (Москва, 1997)
- Гомер, Илиада. Пер.: Н. И. Гнедич;
изд. подг. А. И. Зайцев (Ленинград, 1990) (Литературные памятники)
- Гомер, Одиссея. Пер.: В. Жуковский;
пред.: А. Нейхардт; прим.: С. Ошеров (Москва, 2003) (Книга на все времена)
- Ф. Готтенрот, Иллюстрированная история
материальной культуры (Москва—Санкт-Петербург, 2001)
- Е. Э. Гранстрем, «К вопросу о византийском минускуле», ВВ 13 (1958) 222–245
- Е.
Э. Гранстрем, «Рукописи из библиотеки византийских императоров в Ленинграде
(Материалы для истории библиотек в Византии. II)»,
Палестинский сборник 23 (86) (1971) 17–25
- Святитель Григорий Богослов, Собрание творений. Т. I (Минск—Москва, 2000)
- В.
В. Гурулева, «Византийские весовые знаки бывшего музея Русского Археологического
института в Константинополе», Нумизматика и эпиграфика 16 (1999)
82–98
- В.
П. Даркевич, Светская праздничная жизнь Средневековья IX–XVI
вв.
(Москва, 2006)
- В.
П. Даркевич, Аргонавты Средневековья (Москва, 1976)
- С.
Б. Дашков, Императоры Византии (Москва, 1997)
- Две византийские хроники Х века. Псамафийская
хроника. Иоанн Камениата, Взятие Фессалоники (Москва, 1959)
- Г. Дестунис, «Очерки Константинополя», Вестник Императорского Русского Географического
Общества 19 (1857) 1.III,
1–14; 2.III,
1–36
- Деяния
Вселенских Соборов.
Т. IV: VI
и VII
Собор (Санкт-Петербург, 1996)
- Дигенис
Акрит. Пер.,
статьи и комм.: А. Я. Сыркин (Москва, 1994)
- Ш.
Диль, Византийские портреты (Москва, 1994)
- Г.
Дильс, Античная техника. Пер. и прим. М. Е. Сергеенко, П. П. Забаринского.
Под ред. и с предисл. С. И. Ковалева (Москва—Ленинград, 1934)
- Диоген
Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер.: М. Л. Гаспаров
(Москва, 1979) (Философское наследие)
- Дионисий
Ареопагит, Сочинения. Максим Исповедник, Толкования (Санкт-Петербург, 2002) (Библиотека
христианской мысли. Источники)
- А.
Дмитриевский, Богослужение страстной
и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–Х в. (Казань, 1894)
- А.
Дмитриевский, Хождение патриарха Константинопольского
на жребяти в неделю ваий в IX и X веках (Ленинград, 1926)
- А.
П. Доброклонский, Преп. Феодор, исповедник
и игумен Студийский. Т. 1–2 (Одесса, 1913–1914)
- Добротолюбие в русском
переводе.
Т. 1–5 (Москва, 1990, репр. 1992)
- Достопамятные сказания
о подвижничестве святых и блаженных отцов (Киев, 2001)
- Древний патерик, изложенный
по главам
(Москва, 1899, репр. 1991)
- Протоиерей
Г. Дьяченкo, Полный церковнославянский
словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений)
(Москва, 1993)
- Евагрий
Схоластик, Церковная история (Москва,
21997) (Византийская серия)
- Еврипид,
Трагедии. Пер. И. Анненского.
Т. 1 (Москва, 1999) (Литературные памятники)
- Евсевий
Памфил, Церковная история (Санкт-Петербург,
2005) (Александрийская библиотека)
- Л.
А. Ельницкий, «Византийский праздник брумалий и римские сатурналии», в:
Л. А. Фрейберг (ред.), Античность
и Византия (Москва, 1975) 340–350.
- О.
Ермаковская, «Византийские образованные женщины», Женский вестник
(1907) № 3–6. 71–74, 107–110, 139–143
- Житие Андрея Юродивого. Вст. ст., пер., комм.:
Е. В. Желтова (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)
- «Житие
и деяния преподобного Антония Нового», Православный Палестинский Сборник
57 (Санкт-Петербург, 1907) 209–243
- Житие и подвиги св. Феодоры
Солунской.
Греч. текст и рус. пер.: Епископ Арсений (Юрьев, 1899)
- Житие преподобного отца
нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена
Мидикийского.
Пер., сост., статья: Д. Е. Афиногенов (Москва, 2001) (Святоотеческая письменность)
- Жития святых, на русском
языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 1–12 (Москва, 1903–1911, репр.
1991–1992)
- В.
Н. Залесская, Прикладное искусство
Византии IV–XII веков (Санкт-Петербург, 1997)
- В.
Н. Златарски, История на Българската
държава презъ средните векове. Т. 1. Ч. 1 (София, 1938)
- А. М. Иванцов-Платонов, К исследованиям
о Фотие, патриархе Константинопольском (Москва, 1892)
- Монахиня
Игнатия, «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии», Богословские
труды, 24 (Москва, 1983) 320–336.
- Иеромонах
Иоанн, Обрядник Византийского двора
(De ceremoniis
aulae Byzantinae)
как церковно-археологических источник (Москва, 1895)
- Преподобный
Иоанн Дамаскин, Три защитительных
слова против порицающих святые иконы или изображения (Санкт-Петербург,
1893)
- Св.
Иоанн Лествичник, Лествица (Санкт-Петербург,
1996)
- Св.
Иустин Философ и мученик, Творения
(Москва, 1995) (Библиотека отцов и учителей Церкви)
- Ф.
Каврус, «Студийский скрипторий в IX в. (по материалам рукописей
Москвы и Ленинграда)», ВВ 44 (1983) 98–111
- А.
П. Каждан, «Византийские города в VII–XI
вв.», Советская археология 21 (1954) 164–188
- А.
П. Каждан, «Византийский монастырь XI–XII
вв. как социальная группа», ВВ 31 (1971) 48–70
- А.
П. Каждан, Деревня и город в Византии
IX–X вв. Очерки по истории
византийского феодализма (Москва, 1960)
- А.
П. Каждан, Книга и писатель в Византии
(Москва, 1973)
- А.
П. Каждан, «Из истории византийской хронографии Х в.», ВВ 21 (1962)
95–117
- А.
П. Каждан, «Сколько ели византийцы?», Вопросы
истории 9 (1970) 215–218 — IV:67
- А.
П. Каждан, «Хроника Симеона Логофета», ВВ 15 (1959) 125–143
- А.
П. Каждан, И. С. Чичуров, «О структуре византийского общества VII–IX вв.»,
в: Византийские очерки (Москва, 1977) 107–137
- А.
П. Каждан, в сотрудничестве с Л. Ф. Шерри и Х. Ангелиди, История византийской
литературы (650—850 гг.). Пер. с англ. А. А. Белозеровой, Е. И. Ванеевой,
В. Г. Герцик, О. В. Гончаровой, Е. Н. Гордеевой, З. Е. Егоровой, К. Н. Юзбашяна
(Санкт-Петербург, 2002) (Византийская библиотека. Исследования)
- П.
С. Казанский, Типик женского монастыря
Пресвятой Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμένης), основанного и устроенного императрицею Ириною, женою императора
Алексея Комнина, по ее повелению и мысли составленный и изданный (Москва, 1879)
- Т.
Каневский, «Выходы византийских императоров в церковь Св. Софии в праздники
Рождества Христова и Богоявления», Труды Киевской Духовной Академии (Август
1872) 780–848
- И.
Карабинов, Постная Триодь, исторический
обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов (Санкт-Петербург,
1910)
- Х.
Кеннеди, Двор халифов (Москва,
2007)
- В.
Я. Кисель, В. В. Рибери, Галерея античных
философов. Т. I–II (Москва, 2002)
- Св. Климент
Александрийский, Строматы. Пер. с древнегреч.
и комм.: Е. В. Афонсин. Т. 1–3 (Санкт-Петербург, 2003)
- Книга правил святых апостол,
святых Соборов вселенских и поместных и святых отец (Москва, 1893)
- Н.
Кондаков, Византийские церкви и памятники
Константинополя (Москва, 2006) (Восточнохристианский мир)
- Н.
Кондаков, Греческие терракотовые статуэтки
(Одесса, 1879)
- Н.
Кондаков, История и памятники византийской
эмали (Санкт-Петербург, 1892)
- Константин
Багрянородный, Об управлении Империей.
Текст, пер., комм. под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева (Москва,
1991) (Древнейшие источники по истории народов СССР)
- Н. Ф. Красносельцев, К изучению «Типика
Великой Церкви» (Одесса, б/г)
- Н. Ф. Красносельцев, Типик церкви Св.
Софии в Константинополе (IX в.) (Одесса, 1892)
- Р.
Краутхаймер, Три христианские столицы.
Топография и политика. Пер. с англ.: Л. А. Беляев, А. М. Беляева; послесл.:
Л. А. Беляев (Москва—Санкт-Петербург, 2000)
- Ю. Кулаковский, «Византийский лагерь конца Х века», ВВ 10 (1903) 65–90
- В. В. Кучма, Военная организация Византийской
Империи (Санкт-Петербург, 2001) (ВБ)
- В.
Н. Лазарев, История византийской живописи (Москва, 1986)
- Г.
Ласкин, Георгий Кодин. О древностях
Константинополя. Словарь (Киев, 1902)
- В.
В. Латышев, «Византийская “царская” минея», ЗИАН XII, № 7 (1915)
- В.
В. Латышев, «Мефодия патриарха Константинопольского, Житие преп. Феофана
Исповедника», ЗИАН XIII, № 4 (1918) 1–40
- А.
П. Лебедев, Борьба Христианской Церкви
древних времен против увлечения азартными играми (Москва, 1889)
- А.
П. Лебедев, История Константинопольских
соборов IX века (Санкт-Петербург, 2001) (Византийская библиотека: исследования)
- Г.
Лемигов, С. Мирнова (ред.), Серебро
мира (Москва, 2004) (Самые красивые и знаменитые)
- Лев Диакон, История. Пер. М. М. Копыленко;
ст.: М. Я. Сюзюмов; комм.: М. Я. Сюзюмов, С. А. Иванов (Москва, 1988)
- А. М. Лидов (ред.), Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники(Москва,
2006).
- А.
М. Лидов, «Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как
архетип сакрального пространства», в: К
2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные
традиции (Санкт-Петербург, 2000) 37ff
- Е.
Э. Липшиц, «Византийский ученый Лев Математик (Из истории византийской литературы
в IX в.)», ВВ 2 (27) (1949) 106–149
- Е.
Э. Липшиц, Очерки истории византийского
общества и культуры VIII – первая половина IX века (Москва—Ленинград, 1961)
- Е.
Э. Липшиц, «К вопросу о светских течениях в византийской культуре IX
в. (Касия)», ВВ 4 (Москва, 1951)
- В.
Д. Лихачева, Византийская миниатюра.
Памятники византийской миниатюры IX–XV веков в собраниях Советского Союза (Москва, 1977)
- В.
Д. Лихачева, Искусство книги. Константинополь,
XI век (Москва, 1976)
- Х.
Лопарев, «Византийские жития святых VIII–IX
веков», ВВ 17 (1910) 1–224; ВВ 18 (1911) 1–147; BB
19 (1912) 1–151
- Х.
Лопарев, «Житие св. Евдокима», Известия Русского Археологического
института в Константинополе 13 (1908) 152–252
- В.
М. Лурье, «“Повествование отцов Иоанна и Софрония” (BHG 1438w)
как литургический источник», ВВ 54 (1993) 62–74
- В.
М. Лурье, при участии В. А. Баранова, История
византийской философии. Формативный период (Санкт-Петербург, 2006)
- Д.
Лэнг, Армяне. Народ-созидатель (Москва,
2004) (Загадки древних цивилизаций)
- Ф.
Любкер, Иллюстрированный словарь античности (Москва, 2005)
- К.
А. Максимович, Д. А. Морозов, «Неизвестные фрагменты “Катафемы” патриарха
Мефодия I (843–847) против студитов Навкратия и Афанасия в Vat.
Arab. 76», ВВ 62 (87) (2003) 264–282
- Я.
А. Манандян, «Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы
хлебных цен», ВВ 2 (27) (1949) 60–73
- И. Мансветов, Церковный устав (Типик),
его образование и судьба в греческой и русской церкви (Москва, 1885)
- Марк
Аврелий, Размышления. Пер. и прим.:
С. М. Роговин; пер. стихов: В. Иванов (Санкт-Петербург, 2003)
- А. Н. Марченко, А. З. Нюркаева, «Этика труда по Книге Эпарха», в: Античность
и средневековье Европы (Пермь, 1994) 175–182
- Л.
К. Масиаль Санчес (пер., пред. и комм.), «Описание святынь Константинополя
в латинской рукописи XII века», в: Чудотворная икона в Византии и Древней Руси (Москва, 1996) 436–463
- Абу-л-Хасан
Али ибн ал-Хусайн ибн Али ал-Масуди, Золотые
копи и россыпи самоцветов. Сост., пер., прим., комм.: Д. В. Микульский
(Москва, 2002)
- Б. Мелиоранский, Георгий Кипрянин и Иоанн
Иерусалимлянин (Санкт-Петербург, 1901)
- Б. Мелиоранский, «Из семейной истории Аморейской династии»,
ВВ 8 (1901) 1–37
- Т.
А. Месхи, Жизнь и творчество византийской
поэтессы IX в. Кассии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук (Тбилиси, 1988)
- Т.
А. Месхи, Мудрая дева (Жизнь и творчество
византийской поэтессы IX века Кассии) (Тбилиси, 1987) (на
груз. яз.)
- Минея. Т. 1–12 (Москва, 1997) (на церковнославянском
яз.)
- Монахинята-химнограф
света преподобна Касиана (Асеновград, 1996)
- Навкратий
Исповедник, «Окружное письмо. О смерти преподобного Феодора Студита», Христианское
чтение (1837) Ч. 4. 217–246
- В.
Нарбеков, Номоканон Константинопольского
патриарха Фотия (Казань, 1899)
- Н. Заозерский (пер.), «Наставления инокиням и епитемии каждого греха Иоанна,
патриарха Константинопольского Постника», Душеполезное чтение (Март
1901) Ч. 1. 433–445
- Никифор II Фока, Стратегика.
Пер. и комм.: А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург, 2005) (ВБ)
- Д. Д. Оболенский, Византийское содружество
наций (Москва, 1998)
- Овидий Публий Назон, Любовные элегии.
Метаморфозы. Скорбные элегии (Москва—Харьков, 2000)
- О стратегии. Византийский
военный трактат VI века. Изд. подг. В. В. Кучма (Санкт-Петербург, 2007) (ВБ)
- Отрывки
исследования В. Г. Васильевского «Супрасльская минея», ЗИАН VII,
№ 2 (1905) 91–113
- Памятники византийской
литературы IX–XIV веков (Москва, 1969)
- А.
Пентковский, «Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы»,
Журнал Московской патриархии (2001) № 4. 70–78
- А.
Пентковский, «Студийский устав и уставы студийской традиции», Журнал
Московской патриархии (2001) № 5. 69–80
- Платон,
Избранные диалоги (Москва, 2002)
(Бессмертная библиотека)
- Полиэн,
Стратегемы. Общ. ред.: А. К. Нефёдкин
(Санкт-Петербург, 2002)
- С.
В. Полякова, Из истории византийского
романа (Москва, 1979)
- С.
В. Полякова, «Из истории византийской любовной прозы», в: Византийская любовная проза (Москва, 1995) 229–271
- С.
В. Полякова, «Из истории греческого романа в Византии (“Эфиопика” Гелиодора
в толковании Филиппа Философа и Иоанна Евгеника)», ВВ 31 (1971) 243–248
- С.
Полякова, «Об античном романе», в: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт. Лонг, Дафнис
и Хлоя. Петроний, Сатирикон.
Апулей, Метаморфозы или Золотой Осел.
Пер. с древнегреч. и лат. Прим. В. Чемберджи и др. (Москва, 1969) (Библиотека
всемирной литературы) 5–20
- М.
А. Поляковская, А. А. Чекалова, Византия:
быт и нравы (Уральский университет, 1989)
- К.
М. Попов, «Чин священного коронования: Исторический очерк образования чина»,
Богословский вестник (Апрель, 1896) 59–72
- Преподобного
отца нашего аввы Дорофея Душеполезные
поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов на оные
Варсануфия Великого и Иоанна Пророка (Москва, 1995)
- Преподобного
отца нашего Макария Египетского Духовные
беседы, послание и слова (Москва, 1998)
- Продолжатель Феофана, Жизнеописания византийских
царей. Пер., статьи, комм.: Я. Н. Любарский (Москва, 1993) (Литературные
памятники)
- Прокопий
Кесарийский, Война с готами. О Постройках.
Т. 1–2 (Москва, 1996).
- Прокопий Кесарийский, Война с персами.
Война с вандалами. Тайная история. Пер., вступ. ст., комм.: А. А. Чекалова
(Санкт-Петербург, 22001) (ВБ)
- Ф.
М. Россейкин, Первое правление Фотия,
патриарха Константинопольского (Сергиев Посад, 1915)
- Д.
Т. Райс, Византийцы. Наследники Рима
(Москва, 2003) (Загадки древних цивилизаций)
- А.
П. Рудаков, Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии
(Санкт-Петербург, 1997) (ВБ)
- В.
Сахаров, [рец. на:] К. Krumвacher, «Kasia», ВВ VII. Вып. 3 (1900) 465–471
- Светоний,
Жизнь двенадцати цезарей (Москва,
2001) (Мировая классика)
- Сенека,
Нравственные письма к Луцилию. Трагедии
(Харьков—Москва, 2000) (Библиотека античной литературы)
- Симеона Метафраста и
Логофета списание мира от бытия и Летовник собран от различных летописец. Славянский перевод
хроники Симеона Логофета с дополнениями (Санкт-Петербург, 1905)
- С.
Д. Сказкин (ред.), История Византии.
Т. 2 (Москва, 1967)
- И.
И. Соколов, Избрание архиереев в Византии
IX–XV вв. Избрание патриархов
Александрийской Церкви (Санкт-Петербург, 2004) (Библиотека христианской
мысли. Исследования)
- И. И. Соколов, Состояние монашества в Византийской
Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) (Санкт-Петербург,
2003) (Библиотека христианской мысли. Исследования)
- М. Соколов, «Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками»,
ЖМНП. Ч. 263 (Июнь 1889) 339–368.
- С. Б. Сорочан, Византия IV–IX веков: этюды
рынка. Структура механизмов обмена (Харьков, 20012)
- С. Б. Сорочан, «Организация гостиничной службы в ранней Византии», в: Античность
и средневековье Европы (Пермь, 1994) 167–175
- Сочинения блаженного
Симеона, архиепископа Фессалоникийского (Санкт-Петербург,
1856, репр. 1994) (Писания св. отцов и учителей Церкви)
- Архиепископ Сергий (Спасский), Полный месяцеслов Востока. Т. I: Восточная агиология; т. II–III: Святой Восток (Владимир, 21901; репр. Москва,
1997)
- Страбон, География в 17 книгах. Пер.,
ст. и комм.: Г. А. Стратоновский (Москва, 1964)
- Стратегикон Маврикия. Изд. подг. В. В. Кучма (Санкт-Петербург, 2004) (ВБ)
- Д. Сурдель, Ж. Сурдель, Цивилизация классического
ислама (Екатеринбург, 2006) (Великие цивилизации)
- М. Я. Сюзюмов, Византийские этюды (Екатеринбург, 2002) (Античная древность
и Средние века)
- В. В. Тараторин, Конница на войне
(Минск, 1999)
- Р. Ф. Тафт, Византийский церковный обряд (Санкт-Петербург, 2000) (ВБ)
- Творения древних отцов-подвижников:
св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий
Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Пер., вст. ст., комм.:
А. И. Сидоров (Москва, 1997) (Святоотеческое наследие)
- Творения иже во святых
отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. II
(Москва, 1993)
- Творения преподобного
Феодора Студита в русском переводе. Т. I–ΙΙ (Санкт-Петербург, 1907–1908)
- Творения святого отца
нашего Никифора, архиепископа Константинопольского (Минск, 2001) (Православная
библиотека)
- Ф.
А. Терновский, С. А. Терновский, Грековосточная Церковь в период Вселенских
соборов (Киев, 1883)
- Трïóдионъ, сíесть трипѣснецъ. Трïóдь
пóстная (Москва, 2000) (на церковнославянском
яз.)
- Ф. И. Успенский, «Византийская табель о рангах», Известия Русского Археологического
Института в Константинополе. Т. III (1898) 98–137
- Ф.
И. Успенский, Военное устройство Византийской
империи (София, 1900)
- Ф.
И. Успенский, История Византии.
Т. 2 (Москва, 2005) (Классическая мысль)
- Ф.
И. Успенский, Очерки по истории византийской
образованности. История крестовых походов (Москва, 2001)
- Ф.
И. Успенский, «Патриарх Иоанн Грамматик и Русь-Дромиты у Симеона Магистра»,
ЖМНП (Январь 1890) 1–35
- Преподобный
Феодор Студит, Послания. Кн. 1–2
(Москва, 2003) (Святоотеческое наследие)
- Преподобный
Феодор Студит, Малое оглашение. Слова
(Москва, 2000) (Святоотеческое наследие)
- Преподобный
Феодор Студит, Монастырский устав.
Великое оглашение. Ч. I, II (Москва, 2001), Ч. III (Москва, 2002) (Святоотеческое
наследие)
-
Феофан Византиец, Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его
Феофилакта. Приск Паннийский, Сказания (Рязань, 2005) (Византийская
историческая библиотека).
- Феофилакт Симокатта, История (Москва,
1996)
- Феофраст, Исследование о растениях (Рязань, 2005) (Античная историческая
библиотека)
- Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, Исторический
обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви (Чернигов, 1864; репр.
Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995)
- Флавий
Вегеций Ренат, Краткое изложение военного дела, в: Вестник древней
истории № 1 (10) (1940) 231–299
- Б.
Н. Флоря, Сказание о начале славянской
письменности (Санкт-Петербург, 2004) (Славянская библиотека)
- Б.
Л. Фонкич, «Византийские скриптории. Некоторые итоги и перспективы исследования»,
JÖB
31/2 (1981) 425–444
- Б. Л. Фонкич, «О датировке и происхождении парижского списка “Хронографии” Феофана
(Cod. Paris. gr. 1710)», в: Византийские очерки. Труды российских ученых к XIX международному конгрессу византинистов (Москва, 1996) 183–186.
- Л.
А. Фрейберг, «Античное литературное наследие в византийскую эпоху», в: Античность и Византия (Москва, 1975) 5–52
- Л.
А. Фрейберг, «Византийская поэзия IV–X
веков и античные традиции», в: Византийская
литература (Москва, 1974) 24–76
- Л.
А. Фрейберг (ред.), Памятники византийской
литературы IV–IX веков (Москва, 1968)
- Д. Хэлдон,
История византийских войн (Москва,
2007) (Terra Historica)
- И. С. Чичуров, «Место “Хронографии” Феофана в ранневизантийской историографической
традиции (IV – начало IX в.)», в: Древнейшие государств на территории СССР
(Москва, 1983) 5–146
- С. Шестаков, О происхождении и составе
хроники Георгия Монаха (Амартола) (Казань, 1892)
- Ю. Л. Щапова, Византийское стекло. Очерки
истории (Москва, 2004)
- Ю. Л. Щапова, Очерки истории древнего
стеклоделания (Москва, 1983)
- М. Щепкина, Миниатюры Хлудовской псалтири
(Москва, 1977)
- Эзоп, Басни. Пер., вступ. ст., комм.:
М. Л. Гаспаров (Москва—Харьков, 2003) (Книга на все времена)
- Эллинистическая техника. Сб. статей под ред. И. И. Толстого (Москва; Ленинград, 1948)
- Эсхил, Софокл, Трагедии (Москва, 2001)
(Бессмертная библиотека)
- А. Яковлева, «Техника иконы», в: Т. В. Моисеева (ред.), История Иконописи.
Истоки. Традиции. Современность (Москва, 2002) 31–39
- Иеромонах Герасим (Яред), Отзывы о св.
Фотие, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей
политических партий Византийской империи (Санкт-Петербург, 1874)
- В. Н. Ярхо (сост.), Античная культура.
Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник (Москва,
2002)
***********************
Работы
автора, опубликованные в процессе создания романа
1. «Преподобная инокиня
Кассия, песнописица Константинопольская», Вертоградъ 1 (80) (2004) 3, 17–29
2. «Стихи св. инокини
Кассии о монахах. Перевод с древнегреческого и комментарий», Вертоградъ 1 (80) (2004) 31–32
3. Богословская доктрина и историческая реальность
императорской власти в Византии (Санкт-Петербург, 2005)
4. «“Волною морскою...”.
Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей
Константинопольской. Пер. с древнегреч. и комм.», в: Τέχνη γραμματική
(Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481
5. «Диалог Феофила и
Кассии: литературная выдумка или реальность?», Scrinium. Т. 2: Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel
van Esbroeck, s. j. (1934–2003). Éd. par B. Lourié et A. Mouraviev
(Санкт-Петербург, 2006) 240–272
6. «Несколько замечаний
по поводу Жития св. Евфимия Сардского», Ibid. 408–417
7. «La confession de Théophane et Théodore
les Graptoi : remarques et précisions», Scrinium. Т. 4: Patrologia Pacifica and Other
Patristic Studies. Éd. par B. Lourié et V. Baranov (Санкт-Петербург, 2008) 260–298
8. «Notices sur l'atmosphère intellectuelle à
l'époque du second iconoclasme, Ibid. 318–340
I. Le fondement théologique du dialogue des frères
Graptoi et Jean le Grammairien dans la Vie de Michel le Syncelle;
II. Jean le Grammairien et le monastère de Théotocos
τών Ψιχά;
III. Saint Théodore le Stoudite, l'empereur Michel
II et Thomas le Slave;
IV. Le Philosophe et le Théologien: à propos
de l'homélie de Léon le Mathematicien sur l'Annonciation;
V. Η γυνή φιλόσοφος: S. Cassia de Constantinople et Platon».
9. «Слово Льва Математика
и Философа, сказанное на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта
842 г.
Перевод с древнегреческого и комментарий», Межвузовский
периодический сборник научных трудов «История и теория культуры в вузовском
образовании» (Новосибирск, 2008)
227–236.
10. «Канон об упокоении
усопших, творение св. Кассии Константинопольской. Перевод с греческого и комментарий»,
Там же. 211–226.
©
Монахиня Кассия (Т. А. Сенина): личная страничка