— Ἁγ. Σεργίου καὶ Βάκχου
—— Храм Святых Сергия и Вакха ———
— Église des Saints Serge et Bacchus, Constantinople —



Для начала — рассказ о храме из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris, 1969)
(Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin)
451–454.
© Перевод с французского м. Кассии (
Т. А. Сениной), 2008 г. Фотографии здесь и далее — м. Кассии и Сергея Суворова, 2007–2008 гг.

 

>>> Σέργιος καὶ Βάκχος (Μονὴ τῶν ἁγ.) ἐν τοῖς Ὁρμίσδου.

 

Согласно патриографам, Юстиниан построил церковь Святых Сергия и Вакха возле дворца, в котором жил до того, как взойти на трон. [1] Прокопий говорит, что она соседствовала с церковью святых апостолов Петра и Павла, тоже построенной Юстинианом и расположенной параллельно, так что обе имели один атриум и нартекс одной был продолжением нартекса другой. Итак, это была смежные храмы, но разные по стилю. В то время как храм Святых Петра и Павла был удлиненный и, вероятно, имел форму базилики, храм Святых Сергия и Вакха представляет собой квадратное сооружение, увенчанное куполом, покоящимся на опорах и колоннах. Оба храма блистали великолепием мрамора и золота мозаик. [2] Существует эпиграмма на Свято-Петропавловский храм [3] и другая — на храм Святых Сергия и Вакха. [4]

 

Храм свв. Сергия и Вакха, Константинополь, апрель 2007. Фото м. Кассии (Сениной)

 

Прокопий не упоминает о монастыре при обеих церквах, но Кедрин говорит, что Юстиниан пристроил к ним мужской монастырь для благородных и знатных людей. [5] Аноним Бандури называет эту обитель μονὴ τῶν ἁγίων Σεργίου καὶ Βάκχου τὰ Ὁρμίσδου. [6] Более распространенным является название μονὴ τῶν Ὁρμίσδου. В 536 г. настоятель этой обители, без сомнения, первый, присутствует на соборе, состоявшемся при патриархе Мине. Это Павел, священник и игумен τῶν ἁγίων Πέτρου καὶ Παύλου τῶν ἀποστόλων, Σεργίου καὶ Βάκχου τῶν μαρτύρων или τοῦ ἀποστόλου Πέτρου πλησίον τοῦ Παλατίου. [7] Во втором Никейском соборе (787 г.) участвовал Григорий, игумен τῶν Ὁρμίσδου. [8]

 

Храм свв. Сергия и Вакха, Константинополь, сентябрь 2008. Фото м. Кассии (Сениной)

 

В 551 г. папа Вигилий, опасаясь гнева Юстиниана во время спора о Трех Главах, укрылся в алтаре Сергие-Вакхова храма. Когда посланцы императора пришли арестовать его, он ухватился за колонны жертвенника; его с такой силой попытались оторвать от них, что жертвенник разрушился; полицейские были вынуждены отступить перед протестами собравшейся толпы. [9] Монастырь видел в своих стенах многих важных лиц. В VII веке сюда удаляется святой Григорий Агригентский; патриарх посылает за ним, а император вновь водворят его туда. [10] Около 815 г. там провел некоторое время святой Иосиф Песнописец со своим учителем святым Григорием Декаполитом. [11]

 

 

Во время иконоборческих гонений в обители происходило много неприятных сцен. В то время ее игуменом был знаменитый Иоанн Морохарзиан, прозывавшийся Илила, которого Лев Армянин назначил туда в награду за то, что тот собрал в 814 г. иконоборческие тексты, нужные для его церковной политики. [12] Этот Иоанн сразу же постарался подавить сопротивление столичного монашества. Он воздействовал особенно настоятелей, которых пытался вынудить к уступкам то лестью и обещаниями, то угрозами и грубым обращением. Именно таким образом он вел себя со святым Феофаном Летописцем, [13] святым Платоном, [14] святым Феодором Студитом и одним из его монахов, Симеоном. [15] Этот жалкий человек был воспитателем Феофила, который сделал его патриархом (837–843). [16] Согласно житию святых Давида, Симеона и Георгия (грузинов), святой патриарх Мефодий отдал монастырь святому Симеону в 843 г. [17] Василий Македонянин назначил туда игуменом отшельника Иоанна, который открыл там мощи святого Сергия. [18]

 

 

Лев VI хотел отдать монастырь Святых Сергия и Вакха своему духовному отцу, будущему патриарху Евфимию, но тот предпочел получить от него другой, который и был ему дан. [19] В 1073 г. Константин Бодин, сын великого жупана Сербии Стефана-Михаила, который встал во главе поднявших мятеж болгар, был взят и на некоторое время заключен в «Сергиевом монастыре», а затем сослан в Антиохию. [20] После этой даты упоминания о монастыре встречаются только у паломников.

 

 

Дю Канж считал очень вероятным, что Свято-Сергие-Вакхов монастырь был отдан Римским папам, чтобы у них было пристанище во время приездов в царствующий Город. Доказывая это, он основывался на одном письме Иоанна VIII к Василию Македонянину, в котором папа благодарит василевса за то, что тот вернул ему монастырь Святого Сергия. [21] Это письмо, датированное августовскими идами 880 г., было написано после признания Фотия патриархом и окончания схизмы. Иоанн VIII действительно говорит, упоминая о монастыре: quod sancta Romana Ecclesia quondam retinuit. [22] Это quondam— выражение весьма туманное. Дю Канж полагал также, что папа Вигилий укрылся в церкви Святых Сергия и Вакха потому, что он жил в монастыре, который принадлежал ему. Отсюда будто бы следует заключить, что пожалование было сделано самим Юстинианом. Греческие документы не предоставляют нам никаких текстов, которые могли бы подкрепить это утверждение, которое, тем не менее, нельзя и отвергнуть.

 

--

 

Праздники и реликвии.

 

Основанный императором и находящийся рядом со Священным Дворцом, храм должен был играть свою роль в жизни двора. Праздник его святых покровителей торжественно отмечался 7 октября. [23] Он не подразумевал присутствия императора, но василевс отправлялся в храм во вторник после Пасхи. Он шел туда прямо из своих покоев, и у дверей его встречал игумен, кадивший ему. Сначала он поднимался на галереи, чтобы помолиться там в часовне Богоматери, которая находилась над царскими вратами, потом он направлялся в ложу, возвышавшуюся над храмом, из которой он принимал участие в литургии. Во время приобщения клир торжественно приносил ему туда причастие. После церемонии он шел в свой покой, куда приглашал на завтрак некоторых лиц. Наконец, он уходил, пройдя через галереи, в то время как игумен кадил ему. Патриарх не присутствовал на церемонии, поскольку он отправлялся во Влахерны. [24]

 

 

Сведения, данные паломниками, кратки и не полностью согласуются между собой. Около 1190 г. английский аноним пишет: Suptus autem in ypodromio iuxta magnum palatium est monasterium sanctorum martirum Sergii et Bacchi. Sunt autem in ipso monasterio capita eorum et clamide. [25] Десятью годами позже Антоний Новгородский выражается так: «У подножия горы находится церковь святых Сергия и Вакха, так же как рука Сергия и его кровь; кровь святого Епимаха там заключена в раку». [26] Около 1350 г. Стефан Новгородский говорит: «Недалеко (от Дворца) находится монастырь Сергия и Вакха, и мы лобызали их главы». [27] Наконец, в 1393 г. писец Александр пишет: «Рядом с императорским дворцом Константина находится монастырь святых Сергия и Вакха; от их мощей есть только их головы». [28]

 

 

Возможно, именно в Свято-Сергие-Вакховом монастыре Раббан Сома, посланец монгольского короля и несторианского католикоса, видел в 1427 г. головы святого Иоанна Златоуста и святого папы Сильвестра: «Оттуда он спустился к морю и видел на берегу монастырь ромеев (греков), в сокровищнице которого находились две серебряных раки: в одной была глава Мар Иоанна Златоуста, в другой — глава папы, крестившего императора Константина». [29]

 

--

 

В качестве украшения в церкви находилось более двенадцати цепочек из посеребренной меди, которые брали оттуда во Дворец, чтобы украсить большой триклин Магнавры в день, когда там принимали иностранных послов. [30] Для освещения храм получал сумму в размере одной золотой монеты. [31]

 

 

Монастырь в последний раз упоминается в 1427 г. и просуществовал, вероятно, до самого взятия города турками (1453). Храм был превращен в мечеть между 1506 и 1512 г. Хусейном, агой белых евнухов, чье тело похоронено в тюрбе рядом со зданием. [32] Монастырь полностью исчез.

 

 

Здание.

 

В настоящее время храм малообоснованно носит название Малой Святой Софии (Küçükayasofya). Это неправильный четырехугольник, увенчанный пониженным куполом. Однако купол покоится не на четырехугольнике, а на восьмиугольном барабане по той же системе, что употреблена в Святой Софии. Главный купол состоит из шестнадцати выпуклых долей. Размеры храма — 34 на 30 метров, при абсиде глубиной 3.60 м и двухметровом нартексе. Внутренняя высота купола — 16.33 м. Его поддерживают четыре мощных опоры и шестнадцать чередующихся колонн из зеленого мрамора с прожилками и из красного синнадского мрамора. По верхнему ярусу, подобным же образом чередуясь, стоят восемнадцать колонн. Над нижними колоннами идет фриз с надписью в честь Юстиниана и Феодоры, творение придворного поэта. [33] Восточный пролет свободен и не имеет второго яруса, чтобы оставить открытой абсиду. Она удлинена за счет циллиндрического свода, который увенчан куполом абсиды.

 

 

Опоры купола сделаны из камня, наличники и капители — из белого проконнесского мрамора, колонны — из разных сортов мрамора, как мы сказали выше. Остальное — из кирпича. Белая окраска с арабесками закрывает византийскую отделку, которая, похоже, не содержала мозаик, поскольку от них не обнаруживается никаких следов.

 

--

 

Расположение южной стены заставило Зальценберга предположить, что именно там находилась церковь Святых Петра и Павла. Действительно, она отличается от северной, и там, как кажется, можно различить части постройки.

 

 

Во время балканских войн (1912–1913 гг.) и во время войны 1914–1918 гг. двор и подсобные помещения служили обиталищем для беженцев. Поэтому здание несколько пострадало от этого соседства. После этого оно было отремонтировано. <<<

 

Досюда Жанен.

 


 

Сергие-Вакхов храм открыт все время, и можно там бродить, сколько угодно. На выходе служитель, скорее всего, попросит положить денег в кружку. Весной там, как и во всех храмах, холодно, зато осенью — очень тепло, прогревается за лето. В правом переднем углу на полу лежит стекло, через которое можно увидеть нижний слой пола. Это фото апреля 2007 г., видно, как сыро внизу: всё стекло в каплях воды. В сентябре 2008 г. было посуше, и ковер со стекла теперь убрали. Оно очень толстое, так что по нему можно ходить.

 

 

Совсем рядом с храмом проходит железная дорога, построенная для Восточного экспресса, и поезда идут прямо мимо окон, причем на уровне галерей, т.к. дорога идет по насыпи. Боюсь, что для храма это не слишком хорошо, т.к. сотрясается почва, а с насыпи, по-видимому, течет вода, поэтому храм снизу отсыревает, увы-увы. Но будем надеяться, что все обойдется, и храм будет стоять, тем более, что за его состоянием наверняка наблюдают. Но вообще, конечно, постройка там этой дурацкой железной дороги была совершенно безумной идеей, одних стен сколько поломали... Это вид из окна галерей на железную дорогу (с той стороны и был когда-то храм свв. Петра и Павла), а заодно вход в храм и забор:

 

--

 

Вообще, территория там ухоженная, а за прошедший год турки и вокруг забора все благоустроили; для сравнения с самой верхней фотографией, вот фото весны 2007 г. — тогда там была еще свалка:

 

 

По-моему, после Святой Софии это один из лучших оставшихся в Городе византийских храмов; там совершенно особенная атмосфера, какая-то волшебная, я бы сказала: заходишь — и словно проваливаешься в вечность, так бы и не уходил никуда; хотя внутренняя отделка вся турецкая, но она как будто бы и не замечается.

 

 

А во дворе храма есть кафе, где подают вкусный турецкий кофе, всячески рекомендую! :)

 

--

 

Остается сказать еще кое-что о великом "нечестиеначальнике". Надо заметить, что определение, которое дает Р. Жанен Иоанну Грамматику — "жалкий персонаж", основанное большей частью на враждебных к Иоанну житиях и хрониках, довольно-таки несправедливо. Кем же был на самом деле этот человек? Итак,

 

Иоанн Грамматик, патриарх Константинопольский: философ, ученый, ересиарх
(там же можно увидеть еще некоторые фотографии храма свв. Сергия и Вакха).

 

 


Примечания Р. Жанена

[1] Preger, III, 231, 279; PG 157, 608С; Byz. Ven. XXI, 38B, 40; Zon., XIV.7 (t. III, 275).

[2] Procopius, De aedif., I.4 (t. III, 186–189; лейпц. изд. t. III, 22–23). Текст Прокопия заставляет предполагать существование третьей церкви, однако ничего подобного не было. См. Gl. Downey, «Procopius, De aedificiis I. 4. 3», Classical Philology XLII (1948) 44–45.

[3] AP I.8 (t. I, p. 15). Ср. ΕΦΣ 13 (1880) 43.

[4] Cedr., ΙΙ, 238, прим.

[5] Cedr., Ι, 642–643; PG 121, 700C.

[6] Byz. Ven., XXI, 40A.

[7] Mansi, VIII, 882C, 910C, 930C, 1010E; Schwartz, III, 46, 129, 144, 158, 164, 173.

[8] Mansi, XIII, 152A.

[9] Theoph., I, 225. В официальном письме Вигилия говорится, что это произошло в храме Святого Петра: PL 69, 55C.

[10] Vita s. Gregorii Agrigentini, PG 98, 600A, 601A, 700B; PG 116, 217A, 265D.

[11] Vita s. Josephi hymnographi, 15, PG 105, 953A.

[12] Vita Leonis Armeni, PG 108, 102; Cedr., II, 144.

[13] Theoph., II, 69.

[14] Vita s. Theodori Studitae, 16, PG 99, 253D.

[15] S. Theodori Epistulae, I.48, PG 99, 1073D.

[16] Genes. 39; Th. Cont., 154–155; Cedr., II, 108, 144–146; Sim. Mag., 649.

[17] AB 18 (1899) 250.

[18] Bedi Kartlisa 19–20 (1955) 64–65.

[19] Vita Euthymii, изд. C. de Boor, p. 12.

[20] Cedr., II, 718.

[21] Du Cange, Constantinopolis, IV, VI, n° 88.

[22] Epist. CCXCVII, PL 126, 909D; MGH, VII (1912) 229.

[23] Syn. CP, 116, l. 30–31; Typicon, I, 62.

[24] De cer., I.11 (p. 86–89); PG 112, 300–305A.

[25] Mercati, «Santuari», 152, n° 17.

[26] Khitrowo, Itinéraires, 106.

[27] Khitrowo, Itinéraires, 120.

[28] Khitrowo, Itinéraires, 164.

[29] J. B. Chabot, «Histoire du patriarche Mar Jabalaha III», ROC 2 (1894) 87.

[30] De cer., II.15 (p. 570, 571); PG 112, 1056A, 1060A.

[31] De cer., II.55 (p. 801, 806); PG 112, 1440A, 1444C.

[32] F. Babinger, «Ein Freibrief Mehmeds II», BZ (1951) 20, Anm. 4.

[33] Ebersolt, Thiers, Les églises de Constantinople, 24.

 

 

© Монахиня Кассия (Сенина): личная страничка


 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100


Hosted by uCoz