— Ἁγ. Σεργίου
καὶ Βάκχου
Для начала
— рассказ о храме из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat
Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris,
1969)
(Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) 451–454.
© Перевод с французского м. Кассии (Т.
А. Сениной),
2008 г. Фотографии
здесь и далее — м. Кассии и Сергея Суворова, 2007–2008 гг.
>>>
Σέργιος
καὶ Βάκχος (Μονὴ
τῶν ἁγ.) ἐν τοῖς Ὁρμίσδου.
Согласно патриографам, Юстиниан построил церковь Святых Сергия и Вакха возле дворца, в котором жил до того, как взойти на трон. [1] Прокопий говорит, что она соседствовала с церковью святых апостолов Петра и Павла, тоже построенной Юстинианом и расположенной параллельно, так что обе имели один атриум и нартекс одной был продолжением нартекса другой. Итак, это была смежные храмы, но разные по стилю. В то время как храм Святых Петра и Павла был удлиненный и, вероятно, имел форму базилики, храм Святых Сергия и Вакха представляет собой квадратное сооружение, увенчанное куполом, покоящимся на опорах и колоннах. Оба храма блистали великолепием мрамора и золота мозаик. [2] Существует эпиграмма на Свято-Петропавловский храм [3] и другая — на храм Святых Сергия и Вакха. [4]
Прокопий не упоминает о монастыре при обеих
церквах, но Кедрин говорит, что Юстиниан пристроил к ним мужской монастырь
для благородных и знатных людей. [5] Аноним Бандури называет эту обитель μονὴ τῶν ἁγίων
Σεργίου καὶ Βάκχου
τὰ Ὁρμίσδου. [6] Более распространенным является название μονὴ τῶν Ὁρμίσδου.
В
В
Во время иконоборческих гонений в обители происходило
много неприятных сцен. В то время ее игуменом был знаменитый Иоанн Морохарзиан,
прозывавшийся Илила, которого Лев Армянин назначил туда в награду за то, что
тот собрал в
Лев VI
хотел отдать монастырь Святых Сергия и Вакха своему духовному отцу, будущему
патриарху Евфимию, но тот предпочел получить от него другой, который и был
ему дан. [19] В
Дю Канж считал очень вероятным, что Свято-Сергие-Вакхов
монастырь был отдан Римским папам, чтобы у них было пристанище во время приездов
в царствующий Город. Доказывая это, он основывался на одном письме Иоанна
VIII к Василию Македонянину,
в котором папа благодарит василевса за то, что тот вернул ему монастырь Святого
Сергия. [21] Это письмо, датированное августовскими идами
--
Праздники и реликвии.
Основанный императором и находящийся рядом со Священным Дворцом, храм должен был играть свою роль в жизни двора. Праздник его святых покровителей торжественно отмечался 7 октября. [23] Он не подразумевал присутствия императора, но василевс отправлялся в храм во вторник после Пасхи. Он шел туда прямо из своих покоев, и у дверей его встречал игумен, кадивший ему. Сначала он поднимался на галереи, чтобы помолиться там в часовне Богоматери, которая находилась над царскими вратами, потом он направлялся в ложу, возвышавшуюся над храмом, из которой он принимал участие в литургии. Во время приобщения клир торжественно приносил ему туда причастие. После церемонии он шел в свой покой, куда приглашал на завтрак некоторых лиц. Наконец, он уходил, пройдя через галереи, в то время как игумен кадил ему. Патриарх не присутствовал на церемонии, поскольку он отправлялся во Влахерны. [24]
Сведения, данные паломниками, кратки и не полностью
согласуются между собой. Около
Возможно, именно в Свято-Сергие-Вакховом монастыре
Раббан Сома, посланец монгольского короля и несторианского католикоса, видел
в
--
В качестве украшения в церкви находилось более двенадцати цепочек из посеребренной меди, которые брали оттуда во Дворец, чтобы украсить большой триклин Магнавры в день, когда там принимали иностранных послов. [30] Для освещения храм получал сумму в размере одной золотой монеты. [31]
Монастырь в последний раз упоминается в
Здание.
В настоящее время храм малообоснованно носит
название Малой Святой Софии (Küçükayasofya). Это неправильный
четырехугольник, увенчанный пониженным куполом. Однако купол покоится не на
четырехугольнике, а на восьмиугольном барабане по той же системе, что употреблена
в Святой Софии. Главный купол состоит из шестнадцати выпуклых долей. Размеры
храма — 34 на
Опоры купола сделаны из камня, наличники и капители — из белого проконнесского мрамора, колонны — из разных сортов мрамора, как мы сказали выше. Остальное — из кирпича. Белая окраска с арабесками закрывает византийскую отделку, которая, похоже, не содержала мозаик, поскольку от них не обнаруживается никаких следов.
--
Расположение южной стены заставило Зальценберга предположить, что именно там находилась церковь Святых Петра и Павла. Действительно, она отличается от северной, и там, как кажется, можно различить части постройки.
Во время балканских войн (1912–1913 гг.) и во время войны 1914–1918 гг. двор и подсобные помещения служили обиталищем для беженцев. Поэтому здание несколько пострадало от этого соседства. После этого оно было отремонтировано. <<<
Досюда Жанен.
Сергие-Вакхов храм открыт все время, и можно там бродить, сколько угодно. На выходе служитель, скорее всего, попросит положить денег в кружку. Весной там, как и во всех храмах, холодно, зато осенью — очень тепло, прогревается за лето. В правом переднем углу на полу лежит стекло, через которое можно увидеть нижний слой пола. Это фото апреля 2007 г., видно, как сыро внизу: всё стекло в каплях воды. В сентябре 2008 г. было посуше, и ковер со стекла теперь убрали. Оно очень толстое, так что по нему можно ходить.
Совсем рядом с храмом проходит железная дорога, построенная для Восточного экспресса, и поезда идут прямо мимо окон, причем на уровне галерей, т.к. дорога идет по насыпи. Боюсь, что для храма это не слишком хорошо, т.к. сотрясается почва, а с насыпи, по-видимому, течет вода, поэтому храм снизу отсыревает, увы-увы. Но будем надеяться, что все обойдется, и храм будет стоять, тем более, что за его состоянием наверняка наблюдают. Но вообще, конечно, постройка там этой дурацкой железной дороги была совершенно безумной идеей, одних стен сколько поломали... Это вид из окна галерей на железную дорогу (с той стороны и был когда-то храм свв. Петра и Павла), а заодно вход в храм и забор:
--
Вообще, территория там ухоженная, а за прошедший год турки и вокруг забора все благоустроили; для сравнения с самой верхней фотографией, вот фото весны 2007 г. — тогда там была еще свалка:
По-моему, после Святой Софии это один из лучших оставшихся в Городе византийских храмов; там совершенно особенная атмосфера, какая-то волшебная, я бы сказала: заходишь — и словно проваливаешься в вечность, так бы и не уходил никуда; хотя внутренняя отделка вся турецкая, но она как будто бы и не замечается.
А во дворе храма есть кафе, где подают вкусный турецкий кофе, всячески рекомендую! :)
--
Остается сказать еще кое-что о великом "нечестиеначальнике". Надо заметить, что определение, которое дает Р. Жанен Иоанну Грамматику — "жалкий персонаж", основанное большей частью на враждебных к Иоанну житиях и хрониках, довольно-таки несправедливо. Кем же был на самом деле этот человек? Итак,
Иоанн
Грамматик, патриарх Константинопольский: философ, ученый, ересиарх
(там же можно увидеть еще некоторые фотографии храма
свв. Сергия и Вакха).
Примечания Р. Жанена
[1] Preger, III, 231, 279; PG 157, 608С; Byz. Ven. XXI, 38B, 40; Zon., XIV.7 (t. III, 275).
[2] Procopius, De aedif., I.4 (t. III,
186–189; лейпц. изд. t. III, 22–23). Текст Прокопия заставляет
предполагать существование третьей церкви, однако ничего подобного не
было. См. Gl.
[3] AP I.8 (t. I, p. 15). Ср. ΕΦΣ 13 (1880) 43.
[4] Cedr., ΙΙ, 238, прим.
[5] Cedr., Ι, 642–643; PG 121,
[6] Byz. Ven., XXI, 40A.
[7] Mansi, VIII,
[8] Mansi, XIII, 152A.
[9] Theoph., I, 225. В официальном письме Вигилия говорится, что
это произошло в храме Святого Петра: PL 69,
[10] Vita s. Gregorii Agrigentini, PG 98, 600A, 601A, 700B; PG 116, 217A, 265D.
[11] Vita s. Josephi hymnographi, 15, PG 105, 953A.
[12] Vita Leonis Armeni, PG 108, 102; Cedr., II, 144.
[13] Theoph., II, 69.
[14] Vita s. Theodori Studitae, 16, PG 99, 253D.
[15] S. Theodori Epistulae, I.48, PG 99, 1073D.
[16] Genes. 39; Th. Cont., 154–155; Cedr.,
II, 108, 144–146; Sim. Mag., 649.
[17] AB 18 (1899) 250.
[18] Bedi Kartlisa 19–20 (1955) 64–65.
[19] Vita Euthymii, изд. C. de Boor, p. 12.
[20] Cedr., II, 718.
[21] Du
Cange, Constantinopolis, IV, VI, n° 88.
[22] Epist. CCXCVII, PL 126, 909D; MGH, VII (1912)
229.
[23] Syn. CP,
[24] De cer., I.11 (p. 86–89); PG 112, 300–305A.
[25] Mercati, «Santuari», 152, n° 17.
[26] Khitrowo, Itinéraires, 106.
[27] Khitrowo, Itinéraires, 120.
[28] Khitrowo, Itinéraires, 164.
[29] J. B. Chabot, «Histoire du patriarche Mar Jabalaha III», ROC 2 (1894) 87.
[30] De cer., II.15 (p. 570, 571); PG 112, 1056A, 1060A.
[31] De cer., II.55 (p. 801, 806); PG 112, 1440A,
[32] F. Babinger, «Ein Freibrief Mehmeds II», BZ (1951) 20, Anm. 4.
[33] Ebersolt,
Thiers, Les églises de Constantinople, 24.